zapros@4logs.ru
пн-пт 09:00-18:30
сб-вс 10:00-18:00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Что нужно знать покупателю про Инкотермс
14.01.2022
733 просмотра
Время прочтения: 10 минут
Что нужно знать покупателю про Инкотермс

Инкотермс (Incoterms) – международные правила, признанные таможенными органами, юридическими лицами, предпринимателями по всему миру в качестве основных условий для международной торговли. Их действие распространяется на права и обязанности сторон по договорам купли-продажи, и, конкретно, в области перевозок грузов от продавца покупателю, ответственности за их повреждение или утрату, страхование, таможенную очистку.

Зачем нужны правила Инкотермс

Задача Инкотермс – обеспечить толкование торговых терминов, наиболее часто применяемых во внешней торговле. Использование данных правил позволяет избежать или существенно минимизировать неопределенность разного толкования определений в отдельных странах.

Нередко стороны контракта не имеют практики ведения торговли в соответствующих странах. Это вызывает недоразумение, судебные разбирательства, требует существенных временных и денежных затрат. Для решения подобных проблем международная торговая палата в 1936 году опубликовала свод международных правил толкования торговых терминов. Позже вносились поправки: в 1953 году, 1967 году, 1976 году, 1980 году, 1990 году, 2000 году, 2010 и 2020 годах. Внесение изменений позволило привести правила в соответствие с современной практикой международной торговли.

Инкотермс 2020 помогают импортерам и экспортерам лучше понимать свои обязанности, избегать недоразумений, делать международные торговые операции более прозрачными, укреплять доверие к глобальной торговой системе.

ИНКОТЕРМС 2010

В редакции от 2010 года количество терминов было сокращено с 13 до 11. Были изменены определения, предназначенные для использования вне зависимости от способа перевозки:

  • DAT (Поставка на терминале),
  • DAP (Поставка в месте назначения).

Данные термины Инкотермс заменили разработанные ранее DES (Поставка с судна), DAF (Поставка на границе), DDU (Поставка без оплаты пошлин), DEQ (Поставка с причала).

В новой редакции указывалось, что правила могут применяться, как в договорах в сфере международной торговли, касающихся купли-продажи, так и при заключении внутринациональных договоров купли-продажи.

ИНКОТЕРМС 2020: ключевые изменения

Новые изменения, внесенные в редакцию 2020, включают 10 блоков:

  • А – обязанности продавца,
  • В – обязанности покупателя,
  • А1/В1 – общие обязательства,
  • А2/В2 –доставка и приемка,
  • А3/В3 – переход рисков,
  • А4/В4 –перевозка грузов,
  • А5/В5 – страхование,
  • А6/В6 – транспортная документация,
  • А7/В7 – экспортная/ импортная таможенная очистка,
  • А8/В8 – проверка, упаковка, маркировка грузов,
  • А9/В9 – распределение расходов,
  • А10/В10 – уведомления.

В сравнении с редакцией 2010 года в международный Инкотермс 2020 внесены следующие изменения:

  • Во введении подробно описывается, чем следует руководствоваться при выборе терминов, наиболее подходящих для конкретной транзакции. Также указывается, как договор купли-продажи связан со вспомогательной договорной документацией;
  • Правило Free Carrier и коносамент с бортовой пометкой. При открытии аккредитива банк заинтересован в получении бортового коносамента, особенно если груз выступает частичным обеспечением по аккредитиву. Банку необходимо иметь уверенность в том, что продукция находится на борту судна, а не в другом месте. Но если груз продается на условиях FCA, покупатель заключает договор перевозки, а в случае доставки водным транспортом поставка считается завершенной после погрузки на борт судна. Маловероятно, что продавец может получить бордовый коносамент от перевозчика, потому как в этом случае отметка ставится только после того, как товар окажется на судне. В редакции от 2020 года предусмотрена дополнительная опция. Продавец и покупатель могут согласовать между собой возможность инструктажа перевозчика для выписки бортового коносамента для продавца после отгрузки продукции на борт, а продавец обязуется передать этот коносамент покупателю по стандартной схеме через банк;
  • Разный объем страхового покрытия по CIF и CIP. В редакции правил от 2010 года в блоке A3 для CIF (Cost Insurance Freight) и для CIP (Carriage and Insurance Paid To) обязанность страховать груз на минимальное покрытие (согласно пункту C Institute Cargo Clause) возлагается на продавца. Но оговорка C Института лондонских страховщиков рассчитана на покрытие только некоторых рисков, среди которых: пожар, взрыв, посадка на мель или потопление судна, опрокидывание или столкновение с внешним объектом, разгрузка в порту бедствия. Оговорка А предусматривает все риски с учетом данных исключений. В редакции 2020 термины CIF и CIP предусматривают минимальное покрытие. Для правила CIF, которое с большой вероятностью будет применяться в морской торговле сырьем, сохранен статус-кво и по умолчанию применяется оговорка С Института лондонских страховщиков. При этом у сторон есть возможность договориться о расширенном страховом покрытии. Правило CIP предусматривает обязанность продавца обеспечить страховое покрытие согласно оговорке А. Стороны также могут договориться о более низком уровне покрытия;
  • Термин DAT заменен на DPU. В редакции правил 2010 единственное отличие между DAT и DAP состояло в том, что согласно правилу DAT обязательства по поставке считались выполненными продавцом сразу после того, как он выгрузил товар с прибывшего транспортного средства в терминале. Согласно DAP продавец поставлял груз после его передачи в распоряжение покупателя на прибывшим транспорте, готовом для разгрузки. Слишком широкое толкование слова «терминал» (любое место закрытое или нет) потребовало уточнения. Теперь DAP означает размещен до терминала DAT, потому как не включается разгрузку. Название DAT заменено на DPU, что указывает на то, что поставка производится не на терминале, а в любом месте. Если это место не является терминалом, продавец обязан убедиться в том, что оно предназначено для поставки груза;
  • Перевозка на собственном транспорте продавца. Ранее в правилах указывалось что груз перевозит от продавца покупателю перевозчик (третья сторона), нанятый продавцом или покупателем в зависимости от применяемого термина. Однако могли возникать ситуации, где транспортировка товаров осуществлялось без участия третьей стороны. Правило D не запрещает продавцу выбирать для доставки свой транспорт. Покупатель также может забрать товар у продавца, используя свой транспортный парк. В Инкотермс 2020 внесены положения, предусматривающие заключение договора перевозки и прямо разрешающие обеспечение необходимой транспортировки.

Какие базисы бывают и чем отличаются друг от друга

В редакции Инкотермс 2020 выделяют четыре группы базисов поставок товаров:

  • E. Осуществляется самовывоз. Все риски возложены на покупателя;
  • F. Продавец несет ответственность за прохождение таможни в своей стране, доставка и растаможка возлагаются на покупателя;
  • C. За доставку отвечает продавец. На него же возлагаются риски, но только до тех пор, пока товар не будет передан перевозчику;
  • D. Данное базисное условие Инкотермс регламентирует доставку «под ключ». Организацией доставки занимается продавец, он же отвечает за товар до тех пор, пока покупатель не получит его.

Данная классификация основана на следующих принципах:

  • определение обязанностей сторон относительно перевозки груза,
  • увеличение обязанностей продавца до максимального уровня.

Условия поставки Инкотермс в 2022 году

Инкотермс 2020 является последней версией правил, актуальной и в 2022 году. Редакция будет действовать до 2030 года. Следующий пересмотр правил намечен на 2029 год. Участники ВЭД могут продолжать использовать правила Инкотермс 2010 и правила 2000 и даже более ранние версии, но при этом обязательно должны указать в контракте выбранную редакцию. Однако МТТ (ICC) настоятельно рекомендует участникам внешнеэкономической деятельности использовать последнюю версию правил 2020.


Вернуться к списку статей

Статьи по теме

^ Наверх