Логистические услуги третьей стороны 3PL предусматривают аутсорсинг всех или некоторых логистических операций, которые заказчик передал компании-исполнителю. Термин «3pl оператор» определяет поставщика/провайдера логистических услуг.
Что такое 3PL логистика
Third Party Logistics (3PL) – термин из международной классификации логистических услуг, включающих доставку, хранение, комплектацию заказов, управление запасами, доставку потребителям. 3PL оператор – посредник между владельцем товара и его получателем, который на аутсорсинге выполняет функции складской и транспортной логистики.
3PL услуги операторов крайне важны для предприятий розничной торговли.
Сотрудничество с такими посредниками позволяет успешно развивать бизнес-процессы, напрямую связанные с логистикой:
- складской учет,
- обработка груза,
- транспортировка товаров,
- инвентаризация,
- решение кадровых вопросов и пр.
Заручившись помощью 3pl провайдера, представители бизнеса могут сосредоточиться на развитии, повышении продаж, решении маркетинговых задач, планировании.
Категории 3PL провайдеров
Логистические поставщики «третьего поколения» делятся на 4 категории:
- Standard 3PL Provider (основная категория). Предоставляют ключевые логистические услуги: складирование, транспортировка, сортировка и т.д.;
- Service Developer. Обеспечивается расширенный перечень услуг;
- The Customer Adapter. Выполняются только основные функции, не развиваются новые направления;
- The Customer Developer. Выполняется полный комплекс задач заказчика.
Виды услуг оказываемые 3PL – провайдерами
Можно нанять оператора, который будет работать над одним или несколькими направлениями логистической цепочки:
- организация и управление транспортировкой,
- получение товаров,
- выгрузка/погрузка,
- маркировка,
- складской учет запасов,
- упаковка,
- складское хранение,
- доставка груза в место назначения,
- подготовка таможенной документации и пр.
Большинство задач, передаваемых на аутсорсинг провайдерам, являются оперативными, транзакционными и включают:
- внутренние перевозки,
- международные перевозки,
- управление и обработка заказов,
- услуги склада,
- управление запасами,
- упаковка для розничной торговли,
- услуги таможенного брокера,
- кросс докинг (отправка от производителя розничным клиентам),
- экспедирование,
- перевозка, распределение,
- отчетность,
- разработка логистической стратегии.
Преимущества 3PL оператора
Для определения преимуществ работы с оператором и учета затрат необходимо определиться, располагаете ли вы необходимыми складскими площадями, имеется ли достаточная численность персонала и техники для обеспечения логистических процессов. По результатам такого анализа почти 70% грузоотправителей выбирают аутсорсинг.
Сотрудничество с 3PL провайдером обеспечивает:
- Снижение затрат. Оператор способен договориться о более выгодных условиях на перевозку. Его складские расходы зачастую ниже, что обеспечит заказчику услуг дополнительную экономию. Потребители предпочитают фиксированные ставки на доставку;
- Улучшение производительности. Повышается скорость и точность оформления заказов. Это особенно важно для розничной торговли. Экономия времени позволяет снижать затраты компании, привлекать большее количество клиентов;
- Низкая приверженность капитала. Стоимость аренды складских помещений в крупных городах России существенно выше ценника, который предлагает 3PL оператор. Также не стоит забывать о расходах на оплату электричества, зарплату сотрудникам, использование IT-систем;
- Возможность расширения бизнеса. Управление цепочками поставок логистики требует существенных усилий. Можно нанять экспертов в штат компании или воспользоваться аутсорсингом. Доверив задачи 3PL оператору, можно сосредоточиться на выходе на новые рынки;
- Управление сезонными колебаниями. Прекрасно решается проблема сезонных колебаний, например, в преддверии Нового года можно кратно увеличить инвестиции в 3PL, а в январе снова вернуться к прежним объемам работы.
Недостатки работы с логистическим оператором
При выборе логистического оператора важно проанализировать его репутацию, принципы работы, ответственность. Все требования и условия сотрудничества должны быть отражены в договоре. Несмотря на то, что вы отдаете логистику на аутсорсинг, важно четко контролировать деятельность провайдера. Если не включить договор акт разногласий, возможен риск возникновения споров. Счета о выполненной работе должны быть с разбивкой по операциям. Важно договориться о регулярном съеме товарных остатков (не реже 1 раза в квартал), проведение частичных и полных инвентаризаций ТМЦ. Важно контролировать своевременность выполнения поставленных задач, точность комплектации. Уделите должное внимание контролю и фиксации договоренности сторон в договоре. Если вы только начинаете свое сотрудничество, не рекомендуется переводить все обороты на нового логистического поставщика. Лучше адаптировать склад постепенно, тем самым снижая риски.