Carnet TIR (МДП «международные дорожные перевозки») представляет собой транспортный документ, оформляемый на одну перевозку и позволяющий облегчить, ускорить прохождения границ в системе международных перевозок (универсальной транзитной системе). С помощью данного документа транзит грузов из страны отправления в страну назначения выполняется под таможенными пломбами и печатями. Перевозка грузов с применением книжки МДП может подвергаться таможенному контроля на протяжении всего пути доставки автомобильным транспортом.
1. Что такое Carnet TIR, или Книжка МДП? Как работает система МДП?
МДП - универсальная транспортная система, разработанная в Европе для упрощения торговли и транспортного сообщения. Ее задача - максимально снизить административные и финансовые затраты, обеспечить странам-участницам международную гарантию оплаты пошлин и налогов, страхование товаров от транспортных рисков.
Применение книжек МДП Carnet TIR производится на территории стран-участниц Конвенции МДП с 1975 года. Сегодня в число членов входит 43 страны. Россия выступает полноправным членом Конвенции. Однако в связи с некоторыми разногласиями с ЕЭК ОНН с 2013 года на практике действие книжек МДП в РФ ограничено.
За развитие МДП отвечает МСАТ или IRU (Международный Союз Автомобильного Транспорта). В Российской Федерации данную функцию выполняет АСМАП (Ассоциация Международных Автомобильных Перевозок). Кто выдает TIR Carnet? Книжки МДП (ТИР) можно получить в представительствах IRU стран-участниц Конвенции TIR, а в РФ документы выдаются АСМАП.
2. Как выглядит TIR Carnet или книжка МДП
Carnet TIR - что это такое в грузоперевозках? Это блокнот большого формата с отрывными листами, позволяющий застраховать риски, связанные с международными перевозками. Документ имеет следующую структуру:
обложка книжки темно-желтого цвета,
грузовой манифест желтого цвета (книжка МДП не применяется для таможенных целей),
белые и зеленые парные отрывные листы с корешками,
протокол,
задняя сторона обложки, имеющая отрывную часть.
Книжка МДП содержит уникальный номер, включающий 2 латинские буквы и 7 цифр. Срок действия TIR Carnet (книжки МДП Карнет) указывается на обложке блокнота в виде штампа. Данная дата отражает, когда можно в последний раз открыть ТИР и начать процедуру международной дорожной перевозки.
Важно! Чтобы стать полноправным участником международных автомобильных перевозок по системе МДП, необходимо получить допуск в ФТС. Далее транспортная инспекция выдает на каждый тягач карточку допуска. Чтобы стать аккредитованным членом АСМАП необходимо заплатить взнос и получить таможенное свидетельство на прицепы. Все применяемые транспортные средства должны пройти сертификацию для международных грузоперевозок.
Образец книжки МДП
Таможенные органы имеют право проводить национальные процедуры контроля. В случае обнаружения серьезных нарушений (повреждений пломб, полного/частичного уничтожения грузов и пр.), заполняется протокол книжки МДП. На основании данного документа таможня может инициировать расследование.
3. Грузовой манифест TIR Carnet
TIR Carnet содержит основные данные по международной перевозке груза:
страну отправления и страну назначения;
реквизиты перевозчика, владельца груза;
очередность прохождения таможенных пунктов;
таможню отправления, таможню назначения;
сведения по грузам: коды ТН ВЭД, описание, масса брутто/нетто, число грузовых мест;
номера и список, накладных и других товаросопроводительных и транспортных документов;
количество грузовых мест с указанием таможни, на которую должны быть доставлены данные товары;
регистрационный номер транспорта, с помощью которого выполняется международная автомобильная перевозка;
печати, номера наложенных пломб и другие отметки таможни.
Для правильного заполнения книжки МДП Carnet Tir необходимо внимательно проанализировать инвойсы, упаковочные листы, CMR и пр. Запрещается допускать какие-либо помарки, имеющие двойное толкование данных. В книжке МДП не должно быть ошибок. Исправления допускаются только путем вычеркивания ошибочных данных с последующим заверением печати таможни. Иначе ТИР недействителен.
Документ может содержать 4, 6, 14, 20 листов, в зависимости от количества процедур МДП, которые следует открывать/закрывать за перевозку. При выборе книжки ТИР важно знать маршрут и понимать принцип выполнения перевозки. Это позволит понять на сколько листов должен быть документ.
4. Как работает Книжка МДП
По мере прохождения таможенных пунктов из книги последовательно удаляются листы. Корешки в блокноте остаются. Листы книжки МДП считаются парами (белые, зеленые). Первый лист означает, что ТИР открыт (груз взят под национальный контроль), второй - закрыт (груз вышел из-под национального таможенного контроля и процедура завершена). Если в блокноте нечетное количество корешков, это говорит о том, что ТИР не закрыт. Открытие TIR не означает фактическое начало грузоперевозки, а закрытие TIR - ее завершение. Особенность перевозки грузов с применением книжки МДП заключается в том, что транспортировка продукции до ее оформления и после ее завершения может идти по другой процедуре.
На каждую таможенную зону приходится четное число данных листков. Выехать за пределы зоны с открытым TIR нельзя - он должен быть закрыт для этой зоны. При планировании грузоперевозки важно помнить, что независимо от количества листов в книге таможен назначения должно быть не больше 3-х. В книжке МДП для таможен предусмотрено только 4 графы, в том числе, для таможни отправления. Важно правильно указывать последовательность таможенных пунктов. В противном случае можно совершить административное правонарушение.
5. Как работает система МДП в России
С 2013 года действие TIR в Российской Федерации сильно ограничено, причем именно в импортной сфере. Причиной стал конфликт, разразившийся между АСМАП и ФТС РФ. В итоге ФТС заявила о том что независимо от стоимости, TIR в России признается недостаточной мерой обеспечения уплаты сборов. При этом в таких странах Таможенного союза, как Беларусь и Казахстан, TIR действует без ограничений. Получается, что при ввозе товаров в Россию таможня работает с TIR на закрытие.
При наличии книжки МДП Carnet TIR можно доехать до первой точки в РФ (до границы или таможни назначения - внутреннего таможенного поста). При заходе в Россию ТИР закрывается на границе. Если заход осуществляется через сопредельные государства ТС (например, Беларусь), после прохождения первого таможенного поста в России (внутреннего или пограничного) производится закрытие ТИРа. Для следующих пунктов на доставку нужно оформлять транзитные декларации и предоставить гарантию уплаты пошлин.
6. Сложности на российской границе
Возможна ситуация, при которой перевозчик, следующий в Россию, по пути встречает таможенный конвой по Беларуси. Конвой доводит перевозка до первой российской таможни, а не до таможни назначения. Как правило, это один из постов на российско-белорусской границе. Здесь происходит принудительное закрытие ТИР. Никакие уговоры на сотрудников таможни не действуют, а результате перевозчик «прогорает». Получается что он даже не доехал до первой российской таможни назначения, а ТИРа уже нет, и непонятно по какой таможенной процедуре следовать далее. И это при том, что он специально ехал через Беларусь, чтобы избежать проблем с TIR. Перевозчику приходится заполнять транзитную декларацию и предоставлять гарантийные обязательства уплаты сборов.
После закрытия ТИРа на открытие новой процедуры транзита на таможне дается не более 3-х часов. Если в этот срок перевозчик не успевает оформить документы, груз отправляется на СВХ. Дальнейшее развитие ситуации может быть следующим - транспорт помещается на платную стоянку или продукция выгружается на склад, затем выполняется оформление груза снова, с дополнительной оплатой таможенных платежей.
Если для груза предусмотрены дополнительные меры контроля со стороны таможни, например, перевозчик отправляется в Казахстан, он несет дополнительные временные и денежные затраты. До 2013 года подобных ситуаций не возникало. МСАТ и АСМАП надеются исправить ситуацию и восстановить прежнее действие книжек МДП в России.
7. Гарантийные ограничения
Книжка МДП не является универсальным решением в сфере международных автоперевозок. Согласно Конвенции МСАТ и АСМАП гарантируют оплату таможенных сборов на сумму до 60 000 евро. Если размеры таможенных сборов превышает эту цифру, ТИР не действует, и требуется предоставление дополнительного гарантийного обеспечения.
В Белоруссии это таможенный конвой, стоимость которого около 300 долларов США, за эту сумму сопровождает транспорт по территории Беларуси до границы с РФ.
В России применяются гарантийные поручительства, гарантии, сертификаты. Оформление данных документов выполняется на таможне после предварительного вынесения сборов. Ставка НДС, как при транзите, - 20%.
Перевозчик со своей стороны также может оформить гарантийное поручительство на таможенных постах РФ через агентов страховых компаний или таможенных брокеров, располагающих соответствующими лицензиями. Стоимость поручительства рассчитывается с учетом соотношения суммы таможенных сборов и протяженности маршрута до таможни назначения.
Важно! Для дорогостоящих грузов ТИР не оформляется. Чтобы не просчитаться, следует знать стоимость груза, код ТН ВЭД для расчета таможенных сборов. Расчет сборов осуществляется по формуле: размер пошлины по коду ТН ВЭД + 20% НДС от суммы стоимости товара и пошлины + сбор за таможенное оформление.
Однако страховые гарантии не являются защитой от любых неприятностей на пути следования груза. МСАТ гарантирует выплату до 60 000 евро. Но получит ее не перевозчик или собственник груза, а таможня. Кроме того, перевозчик не освобождается от финансовой ответственности при нарушении Конвенции МДП.
За каждую книжку МДП перевозчики перечисляют в АСМАП страховую премию 12,5 швейц. франков. Средства зачисляются на счет ОСАО«Ингосстрах». Но данная гарантия не предусматривает возмещения. Это страховка, за которую перевозчик при возникновении страхового случая, ничего не получает. Выгодоприобретатель - гарантийная цепь МДП (МСАТ, АСМАП, междугородние страховщики МСАТ).
8. Предварительное Электронное Информирование ЭПИ
Это электронная декларация, содержащая сведения о грузоперевозке. Без ее подачи въехать на территорию Таможенного союза, просто показав книжку МДП, нельзя. После подачи ЭПИ сотрудники таможни присваивают перевозке индивидуальный MRN-номер (в виде штрих кода или цифр). Данный код водитель показывает на границе, и сотрудник таможни быстро находит ЭПИ в базе данных. После сверки с данными, содержащимися в сопроводительных документах, таможенник подтверждает номер MRN или направляет ЭПИ на правку. Действует специальный онлайн-сервис МСАТ - TIR-EPD. В нем можно оформить ЭПИ, если перевозка осуществляется по ТИРу. Если ТИР не применяется, а используется транзитная декларация, можно воспользоваться Порталом электронного представления сведений ФТС РФ или выбрать другие программы для оформления ЭПИ. Также данную задачу для вас решит таможенный брокер на пункте пропуска. Стоимость услуги зависит от количества кодов ТН ВЭД
9. Отслеживание книжки МДП – система SafeTIR
Электронная система контроля применения МДП книжек SafeTIR, работает через приложение CUTE-Wise. С ее помощью можно проверить действительность и статус каждой книжки МДП в режиме реального времени.
Задачами SafeTIR являются:
подтверждение о прекращении перевозки ТИР;
проверка книжки МДП, в том числе, таможенного штампа на корешке;
управление рисками в системе ТИР за счет электронного отслеживания нахождения книжки МДП;
выявление возможных нарушений и предупреждения их повторения;
упрощение процедур внутреннего расследования нарушений по конкретным книжкам МДП.
Таможенные органы передают информацию о прекращении TIR в МСАТ. Данные становятся доступными участникам системы МДП (таможенникам, страховщикам, транспортным операторам и др.). SafeTIR позволяет таможне видеть статус книжки МДП до того, как она будет принята в оформление.
Если самостоятельно разобраться с вопросами оформления ТИР сложно, доверьте это дело профессионалам из компании «КВАТРО Логистик». Опытные брокеры возьмут на себя решение этих и других вопросов, связанных с таможенным оформлением, страхованием, сопровождением грузов.