В связи с санкционными ограничениями Китай приостанавливает транзит грузов в ЕС через территорию России. Информацию подтверждают несколько крупных логистических комплексов и железнодорожных операторов. Такое решение китайских грузоотправителей объясняется их опасениями за товар на фоне развивающегося транспортного коллапса. Проблемы, которые сегодня испытывают международные перевозки, обсуждалась на совещании Совета профессионалов по цепям поставок, в котором состоят более 1000 логистических предприятий.
Тенденции к отказу
Предпосылками для отказа от отправки китайских товаров через РФ является снижение количества заказов на транзит в страны Европы из КНР. Проблем с уже отправленными по железной дороге товарами не ожидается.
Представители РЖД, подтверждают, что перевозка транзитных грузов железнодорожными путями производится в стандартном режиме. Обеспечена безопасная, надежная доставка грузов. Данные по транзитным перевозка за февраль будут опубликованы позже.
В 2021 году транзит по сети РЖД превысит 33 млн т, что в 1,4 раза выше показателей 2020 года и максимум начиная с 2012 года. Объем контейнерных перевозок по направлению Китай-Европа-Китая через РФ на сервисах ОТЛК ЕРА (СП железнодорожной сети Беларуси, России, Казахстана) превысил 692 500 TEU (измерение в 20-ти футовых контейнерах). Данный показатель на 27% выше данных за 2020 год. За прошлый год в ЕС доставлено 439 500 TEU (рост +26%), в направлении КНР - 25 300 TEU (+27%).
Крупнейшие российские железнодорожные операторы продолжают работу без сбоев. Экспортно-импортные международные перевозки грузов по ж/д между КНР и Россией сохраняются в прежних объемах в виду того, что это один из самых приемлемых маршрутов (по стоимости и срокам доставки). Даже в условиях проводимой специальной военной операции на Украине железная дорога остается самым безопасным способом доставки грузов.
Проблемы с доставками морским и автомобильным транспортом
Европейские логистические компании отмечают, что некоторые перевозчики, ранее доставлявшие грузы по железной дороге, переориентировались на автомобильный и морской транспорт. Однако в связи с санкциями об остановке приемки и обработки грузов из России объявили сразу нескольких крупных морских портов Европы. Особенно это касается продукции бумажной и деревообрабатывающей отрасли.
Автомобильные перевозки также испытывают определенные трудности при отправке транзитных грузов из КНР. В связи с приостановкой доставки морем, логистические компании вынуждены перестраивать цепочки поставок на автотранспорт. Проводится больше досмотров на въезде в европейские страны, увеличивается транзитное время.
В сохранении перевозок железной дорогой по маршруту Азия-Европа-Азия прежде всего заинтересованы страны Европы и Юго-Восточной Азии. В целом ситуация с железнодорожной доставкой выглядит более стабильной в отличии от условий доставки морским и автомобильным транспортом.