На фоне новостей об очередной волне санкций крупнейшие мировые контейнерные линии приостанавливают работу с Россией. С 1 марта 2022 года стало известно об прекращении приема новых заказов на морские и наземные перевозки датской компанией Maersk («Маерск»), Mediterranean Shipping Company (MSC), CMA CGM. О временном прекращении сервиса из ЕС в Санкт-Петербург сообщила транспортная компания FESCO, сингапурский Осean Network Express (ONE), немецкий перевозчик Hapag-Lloyd, тайваньский контейнерный оператор Yang Ming и другие. Доля поставок этих компаний на российском рынке превышает 50%. РФ активно прорабатывает другие варианты доставки.
Альтернативные пути
Приостановка приема заказов крупнейшими в мире контейнерными линиями повлияет на глобальные цепи поставок. Морские контейнерные перевозки грузов будут затягиваться по срокам. Грузы будут задерживаться на таможнях, различных перевалочных хабах. Операторы, обеспечивающие, международные морские перевозки, теперь не обрабатывают целый перечень грузов – товары народного потребления, продукцию химической промышленности, комплектующие для автопрома и многое другое. Однако, например, компании Maersk и MSC заявили что ограничения не коснутся таких товаров, как:
- продуктов питания,
- медицинских товаров,
- гуманитарных грузов,
- других товаров первой необходимости.
Крупнейшие морские перевозчики доставляли товары из Юго-Восточной Азии, Китая, стран Европы, включая Португалию, Испанию, а также из Индии, Северной и Южной Америки. Причем товары из США и Индии кроме как морю, другим способом транспортироваться не могут.
В качестве одного из альтернативных вариантов РФ рассматривает «новый шелковый путь», по которому товары могут доставляться из Китая. Логистика будет работать через порт Владивостока.
Российские компании размещают букинги в компаниях ZIM, FESCO, SINOKOR, пока еще осуществляющих международные морские перевозки. Также, если перевозчики смогут доставить товары в индийских порты, Гданьск, на которые не распространяются запреты, далее каким-то образом их будут перемещать во внутренние порты в Прибалтике и затем автотранспортом разводить по РФ.
Что касается грузов в контейнерах, которые уже находятся в закрытых для России портах (на терминалах в Гамбурге, Роттердаме, Антверпене), скорее всего они будут доставлены отправителям в принудительном порядке.