Морской транспорт занимает первое место в мире по общему объему перевозок и транспортировкам, в которых основным фактором выступает международные доставка груза. Несмотря на быстрое развитие других видов доставки, морем перевозят до 90% общего объема внешнеторговых грузов.
В международных морских перевозках действует целый ряд документов. Это объясняется разнообразием отношений (предметов регулирования), разным характером источников правового регулирования. Наряду с общепринятыми конвенциями и внутренним законодательством стран широко применяются национальные и международные обычаи.
Международные конвенции по морским перевозкам и торговому мореплаванию
Грузоперевозки морем осуществляются в различных условиях. Если доставка груза производится без предоставления перевозчиком всего судна, а лишь его части, отношения регулируются коносаментом. Соответствующая конвенция была заключена в Брюсселе в 1924 году. Сегодня она больше известна, как Гаагские или Гаагско-Висбийские правила. В 1968 и 1979 годах подписаны Протоколы, содержащие изменения - вместо франка «Пуанкаре» введена новая единица – специальные права заимствования (SDR, СДР).
Россия принимает участие во всех соглашениях по морским, автомобильным, воздушным, железнодорожным и смешанным грузоперевозкам. В сфере развития торгового мореплавания и перевозок грузов основными многосторонними соглашениями являются:
Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов (1910 год);
Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (1910 год).
На основании данных конвенций разработана серия брюссельских документов по морскому праву, изданных международным морским комитетом (ММК). Основными из них выступают:
Конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов (1957 год);
Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 год). Протокол к данному документу подписан в 1968 году;
Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ответственности в случае столкновения судов внутреннего плавания (1960 год);
Конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978 год), более известная как Гамбургские правила;
Конвенция о кодексе поведения линейных конференций. Принята в Женеве в 1974 году.
Международные договоры, отражающие материально-правовые нормы в области торгового мореплавания:
Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924);
Конвенция об унификации некоторых правил относительно ареста морских судов (1952);
Международная конвенция ИМО по обмеру судов (1969);
Афинская конвенция ИМО о перевозке морем пассажиров и их багажа (1974);
Международная конвенция ИМО о спасании (1989);
Международная конвенция ИМО об ограничении ответственности по морским требованиям (1976) и Протокол к ней (1996);
Международная конвенция ИМО о морских залогах и ипотеках (1993);
Международная конвенция ИМО об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем вредных и опасных веществ (1996).
Регламентирование форм эксплуатации морского транспорта
В морских грузоперевозках используются две основные формы эксплуатации:
Трамповое (нерегулярное) судоходство. Судно выполняет одиночные рейсы в переменных направлениях;
Линейное (регулярное). Движение судов происходит между определенными портами по расписанию. При данной форме судоходства транспортировка осуществляется на основании договоров перевозки груза:
перевозки по чартеру,
перевозки по коносаменту.
Линейное судоходство - более прогрессивная форма организации грузоперевозок морским транспортом. Чартерные перевозки регламентируются нормами национального права. Перевозки по коносаменту являются предметом международных договоров, нормы которых чаще всего имеют императивный характер.
Чартер (договор фрахтования судна) - представляет собой документ, согласно которого перевозчик-фрахтовщик обязуется доставить груз из места отгрузки в порт назначения, предоставляя полностью все судно, его часть или отдельные помещения. Вторая сторона договор - фрахтователь (грузополучатель/ грузоотправитель) обязан предоставить груз к отправке и перечислить фрахт (плату). Договор чартера является возмездным, консенсуальным, двусторонним. Выделяют несколько видов чартера:
Чартер-партия/рейсовый чартер. Оказываются транспортные услуги по перевозке продукции из порта отгрузки в порт назначения. В период рейса судно в административном, коммерческом, национально-техническом отношении остается во владении перевозчика/ судовладельца;
Тайм-чартер. Судно может использоваться не только для перевозки, но и других целях торгового мореплавания (например, в исследовательской работе);
Димайз-чартер (аренда «голого» судна без экипажа). Судно в административном национально-техническом и коммерческом плане переходит во владение фрахтователя.
Сотрудники транспортно-логистическая компании КВАТРО Логистик разбираются во всех тонкостях морских грузоперевозок международного характера. Обеспечим безопасную, коммерчески выгодную перевозку грузов морскими судами с оформлением всей необходимой документации.