zapros@4logs.ru
пн-пт 09:00-18:30
сб-вс 10:00-18:00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Почему растет стоимость контейнерных перевозок
21.01.2022
82 просмотра
Время прочтения: 7 минут
Почему растет стоимость контейнерных перевозок

Большая часть грузов в сфере мировой торговли перевозится в контейнерах. Согласно данным ООН, нормальное функционирование экономики стран обеспечивают порядка 180 млн. контейнеров. Однако в последнее время начала ощущается острая нехватка данного вида тары, стремительно растут цены на контейнерные перевозки. С чем это связано?

Что такое контейнерный рынок России

Для оценки контейнерного рынка РФ важно учитывать все сегменты:

  • внешнеторговый, транзитный контейнерооборот портов РФ (5 морских бассейнов),
  • внешнеторговый, транзитный оборот контейнеров на РЖД (сухопутные переходы),
  • каботажное сообщение,
  • внутрироссийские контейнерные перевозки грузов – по сети РЖД (более 3200 маршрутов по схеме «регион-регион»).

В 2021 году произошел серьезный сбой в мировой системе контейнерных перевозок и, в частности, на российском рынке. Нарушились действующие логистические цепочки, а новые – столкнулись с эпидемиологическими, инфраструктурными проблемами, тарифными и другими барьерами. Увеличившийся спрос на международные контейнерные перевозки спровоцировал рост фрахтовых ставок. Произошла переориентация с морских на сухопутные маршруты, в частности с Суэцкого канала на Транссиб. Это повлекло локальные сбои, один из которых случился на Дальнем Востоке. Главной причиной стал резкий рост спроса на перевозку через территорию РФ, через Транссиб. Российская инфраструктура (морские порты, железные дороги) и логистические операторы оказались к этому не готовы.

Российские власти предприняли все попытки, чтобы устранить транспортный коллапс, убрать заторы в портах. Ситуация стабилизировалась, но до выхода из кризиса еще далеко. Транспортная система Приморья по-прежнему работает на пределе возможностей. Возникла острая необходимость наращивания пропускных способностей транспортной системы РФ.

Ценообразование в контейнерных перевозках

Интермодальные контейнерные перевозки состоят из нескольких звеньев:

  • морской фрахт,
  • терминальные услуги (в портах отправления и назначения),
  • автомобильный и железнодорожный транспорт.

Кроме обязательных затрат могут возникать дополнительные, связанные с особыми условиями перевозки. До недавнего времени на рынке грузоперевозок отмечалась ценовая стабильность. Например, фрахт Шанхай-Владивосток составлял порядка 1200 долларов за 40-футовый контейнер. Сейчас он обходится более 10000 долларов. Цена срочных заказов достигает 20000 долларов за контейнер. При этом общее время ожидания поставки из Китая в Москву по схеме «от двери до двери» существенно увеличилось. Если ранее это были 35 дней, то теперь это 45-80 дней.

Пропорционально выросли цены на перевозки на ЖД, дорожает автотранспорт. При этом китайские порты продолжают «стоять», пробки достигают – нескольких недель, месяцев.

Почему дорожают перевозки

Даже люди, далекие от импорта из Китая, догадываются, что главным толчком для роста цен стала пандемия, начавшаяся в марте 2019 года. Но цены на морские доставки начали подниматься летом 2020 года, когда экономика начала потихоньку восстанавливаться, потребители получили средства на поддержку в кризис, сидели на самоизоляции дома и массово совершали онлайн-покупки. Осенью 2020 года Европа запустила простаивающие в период локдауна предприятия.

Взрывной рост стоимости морских перевозок возник по ряду причин:

  • Нехватка контейнеров. На каждые 100 контейнеров, поступающих из США и Европы, только 40 возвращаются. Причиной этому стала остановка предприятий в Америке и ЕС во время карантина. После отправки контейнеров из КНР они начали скапливаться в американских и европейских портах (нечего было отправлять назад), что спровоцировало сильнейший дефицит тары;
  • Цены на металл поднялись в несколько раз. Существенно увеличилась стоимость выпуска новых контейнеров;
  • Спрос на комплектующие из Китая. Запустившиеся европейские производства ощутили острую нехватку комплектующих из Китая;
  • Неблагоприятные погодные явления. Тайфун «Ин-Фа» стал причиной закрытия терминалов в портах Шанхая и Нинбо;
  • Вспышки коронавируса. В Китае при обнаружении нескольких инфицированных Covid-19 закрывают не один терминал, а весь район. Примером стала ситуация в Шэньчжэне.

Усугубил ситуацию в марте прошлого года и застрявший в Суэцком канале контейнеровоз Ever Given, перегородивший самый короткий путь из Китая в Европу. Убытки составляли 9,5 млрд долл. ежедневно.

Все эти причины, события, факторы сломали систему перевозок, спровоцировали дефицит судов и контейнеров, заторы в портах, увеличили стоимость контейнерных перевозок и время обработки грузов.

Ставки фрахта на самый популярный морской способ доставки грузов в европейскую часть России достигли исторического максимума.

Как изменились спрос и предложение в сфере грузоперевозок в 2021 году

Рост спроса на грузовой транспорт во многом обусловлен бурным развитием онлайн-торговли. Быстроразвивающаяся компании в отрасли e-commerce активно переманивают водителей из FTL в экспресс-доставку.

Причинами дефицита транспорта в сфере перевозок выступают:

  • устаревание транспортного парка,
  • нехватка квалифицированных кадров,
  • закрытие границ в связи с эпидемией Covid-19.

Перевозчики, чувствуя власть, начинают диктовать свои правила. В результате происходит рост цен.

Что касается стоимости грузоперевозок в РФ, в 2021 году причиной поднятия цен стали:

  • дефицит транспортных средств,
  • подорожание топлива,
  • отмена ЕНВД (наиболее популярного налогового режима),
  • закрытие МКАД для среднетоннажных и транзитных большегрузов. Пришлось экстренно перестраивать маршруты. Тарифы некоторых перевозчиков увеличились на 20-30%.

Происходит перестройка рынка грузоперевозок, спрос превышает предложение, растут цены на транспортировку товаров.


Вернуться к списку статей

Статьи по теме

^ Наверх