Морские перевозки – одни из наиболее распространенных услуг в сфере внешнеторговых отношений Российской Федерации. Благодаря высокой скорости, надежности и безопасности доставка морем составляет более 80% всех международных транспортировок. Основные правила морской перевозки грузов отражены в Кодексе торгового мореплавания, Брюссельской конвенции, ГК РФ, Правилах Гаага-Висби. Морской транспорт доставляет сыпучие, генеральные, контейнерные, опасные грузы, продукты питания, оборудование и другие товары в порты более 100 стран мира.
Разновидности транспорта, используемого при морских перевозках
За тысячелетнюю практику морских транспортировок возник целый арсенал специальных судов, среди которых:
- Ролкеры. Специально оборудованные суда для целевой доставки крупногабаритных грузов, вагонов, техники и пр. Применяется горизонтальный и вертикальный тип погрузки, используются паллеты и пр.;
- Балкеры. Заполняются зерном, песком, углем, щебнем и другими сыпучими продуктами и материалами. Суда представляют собой огромные емкости с автономными, герметично закрывающимися отсеками,
- Паромы. Разновидность ролкеров, имеющая многоярусную структуру. Нижние ярусы используются для транспортировки продукции, верхние – для перевозки, обслуживания пассажиров, грузов. Погрузка товаров на паромы осуществляется в горизонтальном формате;
- Танкеры. Востребованы при транспортировке нефти и нефтепродуктов, жидких и сыпучих грузов, сжиженных газов и пр. Закачка в танкер производится с помощью мощных насосов;
- Контейнеровозы. Для разных товаров используются разные типы контейнеров, свои методики погрузки, крепления, размещения на палубе;
- Сухогрузы. Применяются для транспортировки рыбы, мяса, прочих продуктов питания, сухих грузов, нестандартного оборудования. В портах может проводиться автономная погрузка-выгрузка товаров.
Виды международных морских перевозок
В мировой практике выделяют 2 вида сообщений в морских перевозках:
- внутренние,
- внешние.
Внешние перевозки производятся при экспорте и импорте товаров, осуществляются между иностранными портами. Набирают популярность морской и речной транспорт. Судна отличаются определенными мореходными характеристиками, маневренностью.
Базовые формы организации транспортировок:
- Линейная. Доставляются незначительные партии товаров. Односторонние линии – используются суда одной страны или одной судоходной компании. Двусторонние линии – используются суда двух стран и компаний. Конференциальные линии – используются суда более чем 2-ух компаний и стран;
- Регулярная. Применяется на направлениях с регулярным грузовым потоком. Длительность поставки превышает 3-х месяца;
- Рейсовая. Применяется при потоках массовых однородных, навалочных, насыпных грузов. Используются укрупненные грузовые единицы (УГЕ) — контейнеры, роллтрейлеры, трейлеры, флеты, пакеты и пр. Укрупнение грузовых мест оптимизирует перегрузочные процессы и существенно повышает производительность работы флота. Поставки проводятся по долгосрочным договорам;
- Трамповая. Используется для доставки массовых грузов (руды, леса и пр.).
Оплата морских транспортировок использует базовые понятия:
- Фрахтовая ставка. Применяется при расчете цены перевозки. По сути это показатель уровня мирового рынка на транспортировку определенного товара морем;
- Линейный тариф. Состоит из цены транспортировки, стоимости услуг по погрузке-выгрузке в портах.
Морской транспорт – один из наиболее рациональных и недорогих способов доставки товаров на значительные расстояния.
Для оптимизации затрат используются следующие схемы:
- Сборные грузы (LCL). Транспортируются объединенные партии товаров от разных поставщиков. Оптимальный способ доставки для частных лиц и небольших компаний;
- Морской фрахт. Судно арендуется участником ВЭД полностью для одного или нескольких рейсов. Транспорт подбирается с учетом типа и количества продукции;
- Навалочные перевозки. Применяются для транспортировки товаров, которые невозможно доставить в таре. Продукция помещается в грузовое пространство россыпью. Данный вид перевозок оптимален для рассыпной пищевой продукции, зерновых, угля, нефтепродуктов, стройматериалов. Популярностью пользуются балкеры с вместительными трюмами;
- Po-Po перевозки. Используются для накатных грузов (трейлеров, легковых автомобилей, спецтехники, другого транспорта). Погрузка-выгрузка осуществляется с помощью рамп (наклонных выездов). Чаще используются контейнерные суда;
- Door to Door. Способ доставки «от двери до двери» включает экспедирование, мультимодальные схемы, таможенное оформление. Участие клиента в организации перевозок минимальное, при этом товары доставляются по указанному адресу в удобное время. Статус доставки заказчик может уточнять в любой момент по номеру накладной.
Правила перевозки грузов морским транспортом
Основными нормативными документами выступают Общие правила перевозки морским транспортом, действующие с 1990 года. Разработаны и подписаны международные соглашения о безопасности морских транспортировок различных видов товаров, правила перевозки грузов в морских контейнерах. В данной сфере также действует Кодекс торгового мореплавания и ряд специализированных документов и норм. Имеются документы, определяющие механизм перемещения опасных грузов, использование специальных контейнеров. Действуют требования санитарно-карантинного контроля, РД 31.11.25.81-96.
Одним из основных ответственных лиц за выполнение этих Правил выступает грузоотправитель. По его заявке отмечается начало транспортировки, оплачивается фрахт судна, оформляются товарораспределительные документы. Важным документом выступает коносамент. Оформляется документ судовладельцем в соответствии с предоставленными отправителем данными. К ним относят реквизиты получателя продукции, наименование продукции, объем, количество, вес и пр. Отправитель может дать распоряжение агенту выпустить ордерный коносамент.
Прочие правила безопасной морской перевозки регулируют юридические и коммерческие взаимоотношения между агентами, представляющими интересы судоходной компании и администрации портов, учитывают особенность распределения ответственности за груз при погрузке и разгрузке.
Преимущества перевозки морским транспортом
Значительная площадь и протяженность морских и речных акваторий позволяет судам транспортировать тяжелые, крупногабаритные товары, которые невозможно доставить другим способом. При грамотной организации риски и неудобства сводятся к минимуму. Преимуществом использования морского транспорта является низкая цена – в 3-4 раза ниже авиаперевозок.
Еще один плюс – отсутствие потребности в специальной инфраструктуре. Обеспечивается высокая безопасность и сохранность транспортируемых в контейнерах товаров. Морские перевозки универсальны. Отсутствуют ограничения по объему и виду товаров. Обеспечивается возможность оперативной погрузки и выгрузки в портах.
Международная транспортировка
Международные перевозки морем – одна из самых сложных сфер таможенной деятельности. Множество источников правового регулирования создают определенные трудности. Международные правила морских перевозок разрешают транспортировать контейнеры весом до 30 и 48 т, отвечающие действующим стандартам, контейнеры весом более 10 т, соответствующие правилам Таможенной конвенции 1972 года, Международной конвенции по безопасным контейнерам, требованиям Международной организации по стандартизации (ISO).
Доставка сжиженных газов, жидких, опасных и других специальных грузов производится с соблюдением индивидуальных технических условий. Каждый контейнер должен быть:
- полностью исправен,
- опломбирован,
- содержать номер с погрузочным ордером с подробной информацией о продукции.
Обязательно оговариваются сроки поставки, определяется ответственность за недостачу, повреждение или утрату товара. В качестве дополнительных услуг может быть оформлено страхование грузов, экспедирование, мультимодальная перевозка в разные страны и пр.
Для заказа перевозок разными видами транспорта в Москве, Санкт-Петербурге обращайтесь в логистическую компанию ООО КВАТРО Логистик. Команда логистов и декларантов обеспечит своевременное выполнение заказов и беспрепятственный выпуск груза на границе.