Современные рыночные отношения четко диктуют необходимость ускоренного развития производственной инфраструктуры. Особенно это касается транспорта, обеспечивающего обращение материальных ресурсов. Транспортные сделки являются неотъемлемой частью ВЭД и оформляются договором между владельцем груза и перевозчиком. Согласно договору, компания-перевозчик обязана доставить товар в соответствующее место в срок за определенное вознаграждение. Грузовладелец должен предоставить продукцию, рассчитаться за перевозку и другие услуги.
Транспортировка – ключевая логистическая функция. Смежными с ними функциями и операциями выступает управление запасами, хранение, переработка грузов (погрузка, разгрузка, складское перемещение, сортировка, складирование, упаковка, комплектация, маркировка и пр.). Транспортная логистика в России до недавнего времени оставалась одной из немногих отраслей, продолживших жить «по законам 90-х». Однако с развитием экономики и интеграцией IT-технологий ситуация начала меняться, причем структурно.
История зарождения транспортная логистика в России
Развитие логистики в России началось в военной сфере с тактического перемещения военной техники, войск, материально-технического снабжения. К середине XX века под действием международных кризисов остро возникла необходимость в логистических объединениях. Первым таким сообществом стало Национальная ассоциация управления запасами. В 70-х годах с развитием конкуренции возникла необходимость снижения себестоимости товаров, рационального использования сырья, комплектующих, полуфабрикатов, материалов. К концу 70-х начало появляться новое транспортное и складское оборудование, новые виды упаковки, тары (индивидуальная, транспортная). 90-е годы ознаменовались зарождением неологистики. «Выход в свет» России состоялся на Европейском конгрессе, который проходил в 1974 году в Германии. Основными целями стали:
- Доставка товара в согласованное место;
- Соблюдение установленного периода доставки;
- Минимальные затраты на доставку.
С переходом на рыночный тип экономики сфера транспортно-логистических услуг начала развиваться быстрее.
Требования и нормы, касающиеся грузоперевозок и логистики, прописаны в Гражданском кодекс РФ (гл. 40-41) и ФЗ№ 870 от 30.06.2003 года. Также действуют отдельные положения специальных ведомств, например, при доставке опасных или скоропортящихся грузов.
Основными видами транспортной логистики являются:
- Внутреннее направление. Товары доставляются от головной компании дочерним предприятиям;
- Внешнее направление. Перемещение продукции потребителям.
Выделяют следующие разновидности транспортной логистики:
- Мультимодальная. Используется, если необходимо доставить товар из одной страны в другую. При этом нужно задействовать несколько видов транспорта (например, самолет, автомобиль, корабль);
- Унимодальная. Маршрут предусматривает использование одного транспорта;
- Интермодальный. Разница с мультимодальной перевозкой в том, что организацией процесса занимается один оператор, но от 2-ух перевозчиков;
- Смешанный. Грузоперевозки осуществляются, например, на автотранспортном средстве до точки, где требуется погрузить товар в ж/д состав;
- Комбинированный. Схож со смешанным типом, но предусматривает применение более 2-ух видов транспорта.
Основные принципы и функции:
- Прогнозирование и планирование доставки груза;
- Юридическое сопровождение;
- Расчет стоимости услуг;
- Складское хранение;
- Оптимизация перевозки;
- Подготовка документации;
- Информационное сопровождение;
- Страхование груза;
- Помощь в прохождении таможни.
Состояние транспортной логистики в России
В РФ растет активность логистического бизнеса. Повышенное внимание направлено на выделение логистических функций промышленных и торговых предприятий, касающихся исходящей и входящей транспортировки. Аутсорсинг позволяет предприятиям наращивать профессионализм в данной сфере деятельности, направлять ресурсы на решение ключевых вопросов.
Усиливается тенденция интеграции и глобализации в цепях поставок. На рынок выходят крупные логистические компании и сетевые операторы. На российском рынке появляется все больше иностранных операторов.
Развитие транспортной логистики в России усиливается технологическим развитием, изменением политической обстановки и пр.
Однако на пути развития возникают и трудности:
- Неверная оценка сферы обращения (снабжения, сбыта) на протяжении длительного срока;
- Сложная ситуация внутри общей экономики, напряженность социума в обществе;
- Экономическая инфраструктура ниже среднего мирового уровня (отставание инфраструктуры в сфере транспортных средств, технического и технологического развития);
- Низкие показатели развития промышленных предприятий по производству тары, упаковки;
- Отсталость развития в условиях техники и производства, складского хозяйства (технологического типа).
Приведенные трудности и нехватка квалифицированных кадров тормозят развитие транспортной логистики. Хорошие логисты должны иметь знания в различных областях, понимать общие взаимосвязи между функциональными сферами бизнеса.
Перспективы развития транспортной логистики
Рыночная активность и уровень конкуренции возрастают, соответственно растут запросы клиентов. Предприятия логистической сферы вынуждены искать новые способы сокращения затрат. Понимая большое значение логистики в росте рентабельности бизнеса, собственники компаний вынуждены обращаться к специалистам в данной сфере. Это говорит о хороших перспективах логистики в РФ.
Основными направлениями развития выступают:
- Совершенствование нормативно-правовой базы;
- Мотивирование работы крупных транспортных компаний;
- Мониторинг цепей доставки грузопотоков и каналов размещения готовой продукции;
- Единство информационной системы в сфере транспортного развития (в рамках стратегии развития проводится подготовка квалифицированных кадров логистической отрасли, понимающих особенности организации внутренних процессов).
Успешное развитие логистики в РФ имеет предпосылки:
- Научно-теоретические. Связаны с развитием систем, обеспечивающих управление материальными потоками (автоматизирование процессов, внутрипроизводственные системы);
- Технологические. Становление логистического стержня, оптимизация управления в разных сферах производства и экономики в целом.
Развития транспортная логистика оказывает всестороннее воздействие на экономику страны. Понимая роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, социальном, политическом плане. Глобализация и интеграция в системах поставок способствует росту числа компаний, располагающих логистическими отделами и службами. Профессия логистов становится все более востребованной на российском рынке – в сфере оказания услуг по транспортировке, складированию, экспедированию, таможенному оформлению, управлению запасами. Также рынок нуждается в координаторах (супервайзерах), организаторах управления корпоративными логистическими системами, организаторах стратегического планирования.
Квалифицированные специалисты транспортно-логистической компании КВАТРО Логистик оказывают широкий перечень услуг, включающих международные перевозки, таможенное оформление, сертификацию, аутсорсинг ВЭД. Современный подход к оказанию транспортных и сопутствующих услуг позволяет повышать эффективность перевозок, оптимизировать временные и финансовые затраты.