Страхование грузов при перевозке – один из наиболее действенных механизмов предупреждения рисков повреждения/гибели перевозимого груза, применяемый при региональных, общероссийских и международных перевозках. Страхование грузов трактуется как вид защиты имущества, обеспечивающий компенсацию убытков, связанных с утратой или повреждением товаров независимо от наличия или отсутствия вины перевозчика.
Преимущества транспортного страхования грузов
Виды грузовых перевозок, правила страхования грузов, расценки и другие условия выбираются участниками договора самостоятельно. Перечень видов страхования грузов предусмотрен п. 10 ст. 32.9 ФЗ № 4015-1. В договоре (полисе) указываются типы рисков и размер возмещения.
Транспортное страхование грузов обеспечивает следующие преимущества:
- минимум времени на оформление документов, в том числе, при международном страховании;
- страховые выплаты осуществляются в сжатые сроки;
- положительная тенденция выплаты страховых покрытий (за счет однозначности законодательной базы и нормативно-правовых документов).
Виды страхования грузов
Страхование ответственности грузов осуществляется при использовании любого транспорта:
- автомобильных и железнодорожных перевозок,
- авиаперевозок,
- морских доставок,
- опасных грузов.
Страховое покрытие может быть следующих видов:
- А – ответственность за все риски,
- В – ответственность за полную гибель и повреждение груза,
- С – ответственность за повреждения, кроме крушения.
Виды В и С отличаются тем, что условия С предполагают возмещение убытков по страховке только при полной или частичной гибели. За поврежденный товар компенсация не выплачивается (за исключением столкновения или крушения транспортного средства (ТС). В число рисков входят: взрыв, пожар; шторм, буря, ураган, удар молнии, вихрь, извержение вулкана и др.; столкновение или крушение ТС, удары о неподвижные или подвижные предметы, переворачивание; пропажа ТС с продукцией без вести; несчастные случаи при укладке, выгрузке, погрузке товара и приеме топлива перевозочным средством. Риски по типу кражи со взломом, грабеж, разбой и т.п. Риски по видам В и С оговариваются индивидуально.
Убытки и расходы не возмещаются при:
- недовложении товара, а также естественной убыли и нормативным износом застрахованного груза;
- брожении, самовозгорании, гниении, старении, коррозии, усушке и др. изменениях свойств продукции;
- деформации под собственным весом;
- уценки продукции в результате потери товарного вида и ремонта из-за страхового случая;
- производственных дефектах и дефектах, известных до заключения договора страхования;
- грубой небрежности, намеренном нарушении правил выгрузки-погрузки, перевозки-пересылки или хранения;
- ненормативном размещении и креплении груза в ТС;
- гибели, повреждении или расходах в связи с невыполнением финансовых обязательств или неплатежеспособностью владельца ТС;
- погрузке опасных грузов на одно ТС вместе с застрахованным товаром, когда это запрещено действующими нормативными документами (с ведома лица, заключившего договор,);
- повреждении товара животными, насекомыми и продуктами их жизнедеятельности;
- повреждении продукции согреванием, запотеванием, плесенью;
- непригодностью перевозочного ТС, контейнера и др., если на момент отгрузки продукции лицу, заключившее договор, было известно об этом несоответствии;
- радиоактивном заражении, воздействии биохимического, химического, биологического и электромагнитного оружия.
К рискам, которые не предусматривают условия страхового договора, также относятся военные, забастовочные, террористические риски, риск поломки холодильного машинного оборудования, повреждения и недостачи товара при целостности наружной упаковки.
Страховые риски в грузоперевозках
Существует следующая классификация рисков:
- транспортные происшествия;
- противоправные действия третьих лиц;
- сопутствующие случайности (разрушение мостов, пожар, падение летающих объектов, обрушение тоннелей, взрыв, поломки рефрижераторной установки и т.п.);
- нарушение при укладке, укрытии, креплении и увязке груза в ТС, если это происходило без участия страхователя;
- разгрузо-погрузочные работы и такелажные работы;
- взносы и расходы по общей аварии;
- стихийное бедствие;
- повреждение, полная гибель или утрата всего или части груза вследствие утраты продукции из-за пропажи перевозочного средства без вести.
Чтобы избежать лишних затрат, перевозчики и компании-грузоотправители должны знать наиболее распространенные причины экономических потерь и предпринимать мероприятия по их предупреждению.