Одна из главных задач государства – создание благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения в страну инвестиций. Глобализация экономических рынков положительно влияет на сферу предпринимательства. Однако конкурировать с крупными зарубежными корпорациями особенно на начальных стадиях развития российским компаниям довольно сложно. Таможенное регулирование ВЭД призвано защитить интересы отечественного бизнеса путем введения дополнительных пошлин и ограничений на определенные категории иностранной продукции.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
Подразумевает управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) с целью пополнения государственного бюджета, обеспечение экономической безопасности и создание условий для стабильного экономического роста. У РФ, как у члена Евразийского экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство. Юридической базой в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и ФЗ №289. Эти документы гармонизированы между собой и полностью регламентируют нюансы таможенного регулирования (ТР).
Главные принципы государственного регулирования ВЭД:
- Неделимость внешней и внутренней государственной политики Российской Федерации;
- Конкретное разграничение прав и ответственности субъектов государства в сфере управления ВЭД;
- Консолидация государственных и негосударственных систем и контроль над ними;
- Переход от административных способов управления к экономическим;
- Гарантирование равноправия всех участников внешнеэкономической деятельности.
Виды таможенного регулирования
Предметом ТР выступают отношения, касающиеся ввоза и вывоза товаров. Формирование тарифов включает несколько методик, напрямую или косвенно влияющих на ценообразование. Таможенное регулирование внешней торговли подразумевает прямое государственное вмешательство с установлением определенного уровня сборов в бюджет. Административное управление актуально в ситуациях общей экономической нестабильности, требующих локального снижения или повышения цен.
Основными методиками организации ТР выступают:
- Фиксация тарифных ставок, наценок, надбавок;
- Нетарифный контроль;
- Проведение ограничительных мероприятий (полный и частичный запрет определенных операций в сфере ВЭД);
- Применение экономических административных и других мероприятий по развитию внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.
Выделяют тарифное и нетарифное регулирование ВЭД.
Таможенное тарифное регулирование
Предусматривает государственное вмешательство. Устанавливаются определенные сборы с учетом требований рентабельности в определенной отрасли. Направлено на защиту отечественных компаний от зарубежной конкуренции и наполнение бюджета за счет ставок таможенных пошлин на вывозимые и ввозимые товары. Главным инструментом выступает тариф. Тарифные методы регулирования прописываются в соответствующих законодательных актах и постановлениях.
Таможенные тарифы – ставки таможенных пошлин, применяемые к определенным товарам, пересекающим границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД (ТН ВЭД). Относительно товаров из наименее развитых и развивающихся стран применяют таможенные преференции. Также преференции распространяются на торговлю со странами Зоны свободной торговли (ЗСТ).
Прописывается размер ставок и порядок их применения. Определяется страна происхождения продукции, таможенная стоимость товара.
К основным методам ТР относят:
- Фиксация тарифных ставок, наценок, дополнительных надбавок;
- Вычисление нормы рентабельности для определенных товаров/услуг;
- Корректировка стандартов декларирования.
Косвенное ТР делает акцент на сопутствующих факторах, влияющих на итоговую величину стоимости. Используются следующие инструменты:
- предоставление субсидии, дотаций из бюджета,
- инвестирование в потенциально перспективные бизнес-сегменты,
- внедрение проектов по льготному налогообложению и кредитованию,
- оптимизация налоговых ставок на импортную и экспортную продукцию.
Нетарифное регулирование
К данной категории относятся меры государственного регулирования ВЭД, предусматривающие полные запреты, ограничения экономического характера. Используются для защиты отечественных потребителей при резко возросшем импорте, ввозе продукции по демпинговым, заниженным ценам.
Согласно классификации ЕЭК ООН выделяют 3 группы мер:
- Прямого ограничения:
- Квотирование. Квоты могут глобальные, сезонные, тарифные. Устанавливаются на правительственном уровне;
- Лицензирование. Контроль ввоза и вывоза определенных товаров путем выдачи лицензий. Инструмент применяется для временного ограничения ввоза/вывоза товаров, выполнения международных обязательств, предоставления исключительного права, контроля ввоза/вывоза опасных грузов;
- Специальные защитные меры. Предотвращают нанесение ущерба экономике в условиях резкого увеличивающего объема импортных товаров по заниженным ценам. Применяются специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;
- Меры технического регулирования. Ограничивают ввоз некачественных товаров, не отвечающих союзному, национальному регламентам. Разрешается ввоз продукции, имеющей декларацию или сертификат соответствия;
- Административные и таможенные формальности:
- Санитарно-эпидемиологический контроль;
- Сертификация;
- Карантинный фитосанитарный контроль;
- Ветеринарный надзор и пр.
- Валютный контроль. Важный стимулятор ВЭД. Государство контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства РФ, актов органов валютного регулирования.
Обеспечивается баланс между спросом и предложением. Применение запретительных, ограничительных, разрешительных методов стабилизирует цены на продукцию.