Контейнеры – наиболее популярный вид тары в международном сообщении. Причем это касается любых видов доставки – морской, речной, автомобильной, железнодорожной. Даже в воздушных перевозках используются малогабаритные контейнеры. Для оптимизации транспортных затрат важно правильно выбирать тип тары для определенного груза и маршрута. Все контейнеры имеют единый стандарт согласно ISO 830-1981.
Обозначения типов контейнеров и их предназначение
Идентификация тары согласно ISO 6346:1995 предусматривает групповые коды:
- GP, DC, DV – стандартные, сухогрузные (универсальные, общего назначения – тип 1АА или 1СС). Используется для транспортировки большей части товаров;
- RE, RT, RS – рефрижераторные. Используются при транспортировке грузов, требующих соблюдения определенных температурных, влажностных условий. От изотермических вариантов отличаются присутствием холодильного оборудования;
- HI, HR – изолированные (термоизолированные, изотермические). Представляют собой специализированную тару. Крыша, стены, пол и двери выполнены из теплоизоляционного материала. Позволяют на протяжении определенного периода времени сохранять тепловой режим, созданный при загрузке;
- VH – вентилируемые. Имеют специальные технологические отверстия, обеспечивающие естественную вентиляцию внутреннего пространства. Данный тип контейнера применяется при перевозке грузов, нуждающихся в создании воздухообмена с окружающим пространством;
- UT, OT – с открытым верхом. Могут иметь съемный или раздвижной чехол из брезента или пластика, обеспечивающий защиту от осадков;
- HT – открытый вариант с металлической съемной крышей;
- FR, PF, PS, PC, PL – контейнер-платформа, имеющий основание с полом, без верхней рамы, продольных и торцевых стенок. Содержит верхние и нижние угловые фитинги;
- TN, TG, TD – танк-контейнер, танк-цистерна. Габариты отвечают стандартным размерам универсальных моделей соответствующей серии. Используются для перевозки жидкости, в том числе, опасных грузов. В отличие от обычных автомобильных и железнодорожных цистерн, не требуют привлечения наливного оборудования при смене транспорта. Выгрузка происходит в результате действия силы тяжести, давления. Перегрузка танк-контейнера занимает считанные минуты;
- UP – тара увеличенной грузовой подъемности, повышенной прочности;
- SB – автомобильные контейнеры;
- SN – специальная тара для перевозки живого товара, транспортировки автомобилей и пр.;
- BU, BK – для насыпных грузов;
- AS – авиационно-наземные;
- HC – увеличенные по высоте. Ширина и длина контейнеров отвечает стандартным моделям;
- PW – увеличенные по ширине (ширина составляет 242-245 см, что позволяет размещать паллеты шириной 120 см в два ряда). Длина и высота тары отвечает стандартным вариантам.
Классификация контейнеров по размерам
Практически все виды контейнеров представлены в 2-ух типоразмерах:
- 20-футовые – около 6 метров в длину,
- 40-футовые – около 12 метров в длину, объемом до 63,4 куб. м
В международных контейнерных перевозках часто используется нестандартная тара. Объясняется это экономической выгодой в плане низких транспортных расходов.
Согласно ГОСТ 8477-79 выделяют три типа нестандартной тары:
- малотоннажные – масса брутто менее 3 т;
- среднетоннажные – 3-10 т;
- крупнотоннажные – от 10 т.
В РФ повышенным спросом пользуются контейнеры с максимальной загрузкой:
- 3-тонные. Компактные малогабаритные, грузоподъемностью 2,4т;
- 5-тонные. Имеют кубическую форму, грузоподъемность 3,8 т;
- 20-тонные стандартные. Грузоподъемность – 21,8 т;
- 24-тонные. Максимальная загрузка – 30,48 т.
Длина наиболее востребованных нестандартных контейнеров со следующими техническими характеристиками:
- 5-футовый морской, подходит практически для любого вида транспорта;
- 6-футовый грузоподъемностью до 10 т.
К редко используемым нестандартным моделям относят варианты на 8, 10 и 30 футов, потому как они не имеют сертификации по ISO.