Контейнер – транспортная единица определенной грузоподъемности, предназначенная для хранения грузов и перевозки их морским, железнодорожным, воздушным, автомобильным транспортом. Существуют разные виды контейнеров, отличающиеся назначением, размерами, наличием специальных приспособлений для крепления между собой или передвижному составу.
Типы контейнеров
Основные типы контейнеров для перевозки грузов:
- Стандартные DC, DV. Используются для транспортировки продукции без особых условий хранения;
- С открытым верхом Open Top (со съемным тентом). Применяются для перевозки товаров, которые можно загружать сверху;
- Платформы Flat Rack (без боковых стенок и крыши). Подходят для нестандартных, крупногабаритных, тяжелых, длинномерных грузов;
- Рефрижераторы. Обеспечивают соблюдение особого температурного режима;
- Танк-контейнеры. Применяются для наливных продуктов, сжиженных газов, химических веществ. По длине представлены 20-ти и 40-футовыми вариантами. Могут иметь повышенную вместимость (при длине 45 футов).
Кроме этих 5-ти видов, на территории СНГ используются российские универсальные контейнеры ГОСТ 8477-79 на 3 т – 5,16 м, 5 т – 10,4 м3, 20 т – 30,6 м3, 24 т – 32,7 м.3.
Контейнеры являются интермодальными – обеспечивают безопасную доставку без дополнительных операций по разгрузке-загрузке.
Классификация контейнеров по размерам
Классификация создана в соответствии с ГОСТами и стандартом ISO 668.
Обозначение ISO | Обычное название | Длина (внешняя) | Высота (внешняя) мм/футов | Ширина (внешняя) | Max вес брутто (кг) |
---|---|---|---|---|---|
1A | 40-футовый | 12199 мм (40 футов) | 2438/8 | 2438 мм (8 футов) | 30480 |
1AA | Стандарт 40-футовый | 2591/8,5 | |||
1AAA | High cube 40-футовый | 2895/9,5 | |||
1B | 30-футовый | 9125 мм (29 футов 11,25 д.) | 2438/8 | 30480 | |
1BB | Стандарт 30-футовый | 2591/8,5 | |||
1BBB | High cube 30-футовый | 2895/9,5 | |||
1C | 20-футовый | 6028 мм (19 футов 10,5 д.) | 2438/8 | 30480 | |
1CC | Стандарт 20-футовый | 2591/8,5 | |||
1D | 10-футовый | 2991 мм (9 футов 8,75 д. | 2438/8 | 10160 | |
1E | 1968 мм (6 футов 5,5 д. | 2438/8 | 7110 | ||
1F | 5-футовый | 1460 мм (4 фута 9,5 д.) | 2438/8 | 5080 |
Наибольшее распространение в международных многотоннажных перевозках получили:
- 40-футовые и 20-футовые модели HC
- 40-футовые и 20-футовые модели DC.
Нестандартные размеры контейнеров
Нестандартные виды контейнеров для грузов пользуются большой популярностью в международных перевозках. За счет снижения транспортных расходов, они оказываются более выгодными в экономическом плане.
Согласно ГОСТ 8477-79 деление универсальных контейнеров производится на 3 группы:
- Крупнотоннажные (10 тонн и более)
- Среднетоннажные (3-10 тонн)
- Малотоннажные (до 3 тонн).
Востребованными являются и контейнеры с такой нестандартной длиной:
- 5-футовые морской. Подходит для транспортировки всеми видами транспорта;
- 6-футовые. Вмещает продукцию весом до 10 тонн.
Гораздо реже применяются 8-, 10- и 30-футовые контейнеры (по причине отсутствие сертификации по ISO).
Повышенным спросом в России используют варианты со следующее max загрузкой:
- 3-тонные. Вмещают до 2,4 т;
- 5-тонные. Грузоподъемность – 3,8 т;
- 20-тонные. Максимальная загрузка – 17,8 т;
- 24-тонные. Вмещают до 24 т.
Классификация контейнеров по назначению
Назначение – функциональная характеристика, позволяющая максимально точно подобрать вариант для поставленных задач. Для удобства идентификации в ISO 6346:1995 содержатся групповые коды:
- GP (General Purpose), DC (Dry Container) DV (Dry Van). Стандартные варианты общего назначения. Еще известны под названием сухогрузные контейнеры (например, 1CC 1AA). Подходят для большинства грузов;
- RE, RT, RS (Reefer). Рефрижераторные, модули для перевозки грузов при определенной температуре и влажности;
- HI, HR (Insulated). Изотермические, термоизолированные варианты, ограничивающие теплообмен с окружающей средой;
- VH (Ventilated) вентилируемые контейнеры. Востребованы при транспортировке продукции, нуждающейся в воздухообмене с окружающей средой;
- UT, OT (Open Top). Имеют открытый верх. По запросу возможно наличие раздвижного или съемного брезентового/пластикового чехла;
- HT (Hardtop) – со съемной металлической крышей;
- FR (Flat Rack), PF, PS, PC, PL (Platform) – контейнеры-платформы без верхней рамы, продольных и торцевых стен, с нижними и верхними угловыми фитингами;
- TN, TG, TD (Tank Container) – танк-цистерны, танк-контейнеры. По габаритам отвечают универсальным моделям соответствующей серии;
- UP (Upgraded) – модули повышенной прочности и грузоподъемности;
- SN (Named Cargo Container) – специальные контейнеры для транспортировки авто, скота, свежей рыбы и пр.;
- SB (Swap Bodies) – автомобильные модули;
- BU, BK (Bulk) – для различных насыпных грузов;
- AS (Air/Surface Container) – авиационно-наземные варианты;
- HC (High Cube) – с увеличенной высотой стенок;
- PW (Pallet Wide) – с увеличенной шириной и стандартной длиной, высотой.
От выбора модели зависит рациональность использования грузового места и экономия средств на перевозке. Зная особенности транспортных моделей, можно добиться 100% эффективности при осуществлении грузоперевозок.
Маркировка контейнеров
Транспортное оборудование для международных перевозок должно отвечать мировым стандартам безопасности. К контейнеру обязательно крепится табличка с информацией о соответствии Конвенции по безопасным контейнерам (CSC). Таблички выдаются надзорными органами. Промаркированные контейнеры считаются аттестованными на предмет безопасности CSC Safety Approval. Табличка крепится на нижней части левой двери и отражает следующие данные:
- страна допущения, номер допущения (отличительный знак страны регистрации транспортных средств, участвующих в международном сообщении);
- Месяц и год изготовления;
- Заводской идентификационный номер тары;
- Max эксплуатационный вес брутто (фунты, килограммы);
- Max вес при штабелировании при условии воздействия силы тяжести 1,8 g (в фунтах, килограммах);
- Прочность торцевой стенки (указывается, если показатель больше или меньше 0,4 Р – максимально допустимая полезная нагрузка);
- Нагрузка при поперечном испытании на жесткость (фунты, килограммы) согласно ISO 1496;
- Прочность боковой стенки (если таковые имеются). Указывается, если имеется отклонение от 0,6 Р;
- Дату проведения первого профилактического осмотра и даты последующих профосмотров.
Для беспрепятственного пересечения границ контейнер должен содержать табличку Approved For Transport Under Customs Seal с таможенными печатями и пломбами. Она говорит о соответствии крупнотоннажного контейнера требованиям Таможенной конвенции.
Также могут содержаться таблички с данными о производителе, владельце, операторе контейнера, дате капитального ремонта. Информация должна локализоваться в одном месте.