Главные задачи транспортных условий договора купли-продажи (ДКП) заключается в четком распределении расходов между сторонами и минимизации рисков, возникающих в процессе международных перевозок по контракту. Недостаточное внимание к данному пункту договора может обернуться нерентабельностью коммерческих операций.
Транспортные условия формируют расходы, и являются важной составляющей таможенной стоимости груза. В отдельных случаях от них зависит возможность предоставления тарифных преференций при импорте продукции в РФ.
Обязательства сторон
В контракте купли-продажи выделен особый раздел под названием «Транспортные условия». В нем прописываются обязательства импортеров и экспортеров, возникающие при перемещении материальных ценностей. В нем отражаются логистические операции относительно доставки грузов от экспортера импортеру до момента их перехода в управление получателя.
В каждом конкретном случае содержание условий зависит от характера груза, вида транспорта, типа сделки, базисного условия поставки, действия международных договоров, конвенций, соглашений. Существенными условиями договора купли-продажи выступают:
порядок перевозки продукции,
условия и сроки погрузки-выгрузки,
порядок и размер оплаты,
расчеты провозных платежей и др.
Базис поставки товара
Наряду с другими условиями доставки при заключении ДКП обязательно согласовывается и фиксируется базис поставки, устанавливающий:
обязанности компании-продавца относительно поставки;
момент перехода рисков утраты и порчи товара с компании продавца на покупателя;
распределение расходов, связанных с перевозкой, страхованием, таможенным оформлением груза.
Контракты отгрузки и контракты доставки имеют определенные отличия. В первом случае передача товара покупателю осуществляется в пункте отправления, во втором - груз передается покупателю в месте назначения или согласованном пункте. До этого момента все риски утраты или порчи продукции лежат на продавце.
Для систематизации разных форм базы поставки продукции и унификации обязанностей сторон в 1936 году Международной торгово-промышленной палатой были разработаны типовые правила, объединенные в специальный документ, – Инкотермс-1936. Каждый вариант базы поставки получил особый код. По мере развития мировой торговли в Инкотермс вносились изменения и дополнения.
Разработка транспортных условий
Для определения оптимальных транспортных условий по контракту должны быть проработаны следующие вопросы:
базис (термин) поставки согласно Инкотермс, отвечающий условиям контракта;
требования к маркировке и упаковке, возможность использования многооборотной тары, возвратной упаковки;
момент перехода права собственности на грузы и риски гибели или повреждения продукции;
вид транспорта, который планируется задействовать в перевозке (морской, автомобильный, авиа, железнодорожный, мультимодальная (смешанная) схема);
контейнерная доставка. Вид и порядок предоставления контейнеров, погрузка, пломбирование, обработка контейнеров, простой, плата за пользование и др.;
тип морской поставки - трамповая линейная (фрахтуется целое судно или его часть, привлекаются услуги линейных перевозчиков по доставке мелкопартионной продукции);
вариант разделения перевозимой продукции на упаковочные места (для сокращения времени таможенного оформления);
вид крепления груза на транспортном средстве, контейнере, тип используемых поддонов и пр.;
необходимость соблюдения особого температурного и влажностного режима;
нормы загрузки транспортного средства, последствия недогруза;
сезонность перевозок;
страны назначения и отправления;
оплата погрузки и разгрузки товара;
критичность сроков перевозки;
особые условия страхования перевозимых товаров (если таковые имеются);
прочие транспортные особенности, возникающие при поставке товаров (изменение маршрута, продажа груза в пути и пр.).
Документы, регламентирующие перевозку груза
Участники ВЭД обеспечивают перевозку продукции согласно базисным условия ДКП, вступая в договорные отношения с транспортными органами, отечественными и зарубежными. Международные перевозки осуществляются на основании двух- и многосторонних соглашений.
К ним относятся:
КОТИФ. Данным документом руководствуются западноевропейские страны при осуществлении железнодорожных перевозок;
СМГС - соглашение о прямом железнодорожном сообщении, подписанное восточноевропейскими странами, а также странами Азии (КНР, Корея, Монголия, Вьетнам);
КДПГ - конвенция, регулирует международные автомобильные перевозки с 1956 года. Применима к любому виду грузового авто транспорта;
Книжка МДП (Carnef TIR) - используется при перевозках автомобилем без промежуточной перегрузки через таможенные пункты нескольких стран. При временном ввозе с применением книжки МДП транспортное средство с табличкой «TIR» не нуждается в таможенном декларировании как ввезенное имущество;
Международные законодательные акты. Регулируют воздушный способ доставки грузов. Авиагрузовая накладная не является товарораспорядительным документом;
КТМ (Кодекс торгового мореплавания) - нормативный документ, регулирующий морские перевозки. Устанавливает ответственность перевозчика и сроки предоставления тоннажа требуемого типа. Договор фрахтования при трамповом судоходстве оформляется чартером. При линейных перевозках (регулярной доставки генеральных грузов) выписывается коносамент. В морских перевозках способ доставки выбирается в зависимости от характера груза. Для транспортировки насыпью, наливом или навалом судно фрахтуется полностью. Для доставки отдельных партий товаров задействуется палуба или трюм. Информация об этом отражается в коносаменте.
Ошибки в оформлении условий транспортного договора могут обернуться налоговыми последствиями - непризнанием расходов, доначислениями НДС, штрафами и пенями. Доверить оформление документов можно специалистам транспортно-логистической компании «КВАТРО Логистик». Имеем внушительный опыт разработки схем и оформления международных перевозок, таможенного декларирования, страхования грузов, оформления разрешительной документации.