zapros@4logs.ru
пн-пт 09:00-18:30
сб-вс 10:00-18:00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Единые правила международных перевозок грузов железнодорожным транспортом
09.06.2022
169 просмотров
Время прочтения: 23 минуты
Единые правила международных перевозок грузов железнодорожным транспортом

Доля железнодорожного транспорта в перевозках товаров в России составляет более 46% от всего грузооборота страны. Регулируются они не только Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС), но и еще различными двух- и многосторонними международными договоренностями. Организация перевозок с учетом сложной географии РФ и широкой сферы ее транспортно-экономических интересов требуют тщательного анализа Конвенции о международных жд перевозках грузов и пассажиров (КОТИФ) (франц. COTIF). В первой редакции документ был принят в Берне в 1890 года. Последняя версия документа вступила в силу 1 июля 2006 года (редакции Вильнюсского протокола) и содержит ряд пересмотров и изменений. 

О Конвенции

Конвенция – официальный международный документ, присоединение к которому требует ратификации. Страны-участницы КОТИФ входят в «Международную организацию» (ОТИФ), позволяющую заключать договоры, покупать или отторгать имущество разного вида, обращаться в суд с исками и пр.

Участниками действующий Конвенции выступают 39 государств Европы, Азии, Африки. Для России основной текст документа и Протокол действует 1 февраля 2010 года. С 2005 года Украина принимает участие в ЦИМ-КОТИФ отдельными отрезками жд колеи 1435 мм. Данные отрезки включаются в линии ЦИМ для обеспечения перевозки по накладным ЦИМ. Остальная часть Украины участвует в международных грузоперевозках согласно правилам и положениям СМГС. Участниками СМГС одновременно выступают Польша, Албания, Литва, Иран и Болгария. Положения КОТИФ и СМГС не запрещают одновременное участие в нескольких международных соглашениях. 

Кроме общих положений правил, структуры перевозок грузов железнодорожным транспортом в Конвенции содержится порядка правового регулирования транспортировки, разрешения споров, финансирования. Документ содержит ряд Единых правил, регулирующих отношения, возникающие в международных жд перевозках. Данные правила содержатся в Приложениях к КОТИФ. Следует выделить следующие из них:

  • Прил. А - ЦИВ (о международных пассажироперевозках железной дорогой);

  • Прил. В - ЦИМ (Единые правила о международных перевозках грузов жд транспортом);

  • Прил. С - РИД (правила перевозки опасных грузов жд транспортом);

  • прил. D - ЦУВ (Единые правила к договору об использовании вагонов в международном жд сообщении);

  • прил. Е - ЦУИ (единые правила к договору об эксплуатации инфраструктуры в международном жд сообщении) и др.

В отличии от СМГС, КОТИФ разделяет договора по международной перевозке груза и технологии использования жд инфраструктуры, подвижного состава (вагонов). Несмотря на важность перечисленных выше приложений, первостепенное значение для частных правовых отношений имеет приложение В (ЦИМ или ЦИМ-КОТИФ). Далее в статье - Единые правила. 

Правила безопасности при перевозке опасных грузов жд транспортом регламентированы РД 15-73-94 с изменениями, утвержденными Госгортехнадзором РФ №29 от 20 июня 2002 года.

Сфера применения

В Единых правилах к договору международной перевозки грузов железнодорожным транспортом содержатся 52 статьи, распределенные по 5 разделам. По содержанию и правовой базе это альтернатива международному акту железнодорожного права на евразийском континенте. 

Ст. 5 подтверждает императивность Единых правил. Исключение составляет только более высокая ответственность перевозчика за перевозку груза железнодорожным транспортом, если таковую он принимает. В ст. 1 указана сфера применения документа:

  • Применимы к любому виду договоров международной жд перевозки грузов за плату, при условии, что пункт приема и пункт (станция) выдачи расположены на территории 2-ух стран-участниц Конвенции о железнодорожных перевозках грузов. В §1 ст. с также указывается, что данный документ применяется независимо от местонахождения сторон, заключивших договор, их национальной принадлежности;

  • Действуют, если хотя бы одна из сторон договора, выступает участником Конвенции и указаны обязательные условия железнодорожных перевозок грузов, регламентированные Едиными правилами («открытые конвенции»);

  • В едином договоре перевозки указано, что основная железнодорожная перевозка комбинируется с речной или автомобильной перевозкой (§3 ст. 1);

  • Прямые смешанные перевозки, на которые распространяется действие КОТИФ (§4 ст. 1). Заключается единый международный договор перевозки, разрешающий сочетание железнодорожного, морского или речного транспорта.

Международные перевозки грузов железнодорожным транспортом допускают отступление от положений для соседских сообщений, если транспортировка производится между станциями по обе стороны границы участниц Конвенции и имеются иные соглашения (§ 1 ст. 4).

Заключение и исполнение договора перевозки груза

Правила и условия заключения и исполнения данного документа указываются в разделе II ЦИМ-КОТИФ. (ст. 6-22). Основное содержание данных статей касается сведений, отражаемых в накладной, их доказательной силы и ответственности отправителя за внесенные данные, оплаты расходов по договору, проверки, приемки, выдачи груза, расчета сроков перевозки грузов железнодорожным транспортом, прочих процедур. 

Выбор типа подвижного состава при железнодорожных перевозках производится с учетом класса грузов, условий эксплуатации, способа погрузки-разгрузки пр. Выделяют следующие категории грузов:

  • тарно-штучные, генеральные,

  • навалочные,

  • насыпные (без упаковки),

  • наливные (в специальных цистернах, контейнерах, бункерных полувагонах),

  • негабаритные,

  • скоропортящиеся и др. 

По коэффициенту использования грузоподъемности ТС выделяют следующие классы грузов:

  • I кл. – 1,0;

  • II кл. – 0,71–0,99;

  • III кл. – 0,51–0,70;

  • IV кл. – 0,41–0,50.

Классификация учитывает объемную массу продукции, способ упаковки. Тип товара берется в расчет при формировании тарифов на перевозку наряду с дальностью доставки и другими факторами. 

Договор перевозки подтверждается накладной, форма которой утверждена международными ассоциациями перевозчиков и грузоотправителей в соответствии с требованиями таможенного законодательства страна-участниц КОТИФ и другими межправительственными организациями по региональной интеграции. Накладная не заменяет коносамент (§5 ст. 6), выступает товаросопроводительным, а не товарораспределительным документом. Накладная на перевозку груза железнодорожным транспортом и ее дубликат могут иметь вид электронной записи. Прием груза подтверждается соответствующими отметками в данных документах. Перевозчик должен вручить дубликат накладной отправителю. Ответственность за содержание сведений в накладной несет отправитель. 

Перевозчик и отправитель договариваются о том, как будет происходить процесс перевозки и кто будет выполнять погрузку или выгрузку. Если такой договоренности нет, данные задачи выполняет перевозчик. В повагонных отправках погрузку производит отправитель, выгрузку выполняет получатель, при условии, что нет других договоренностей.

Ответственность перевозчика

Данные об ответственности перевозчика отражены в уставе железнодорожного транспорта правила перевозки грузов ФЗ-18 и в разделе III ЦИМ-КОТИФ (ст. 23-41). В данном разделе указаны:

  • основания ответственности при железнодорожной перевозке грузов,

  • бремя доказывания, предположения о порче, повреждениях, утрате груза, 

  • возмещение за утрату, повреждение, порчу груза, 

  • утрата перевозчиком права на ограничение ответственности, 

  • возмещение за увеличение срока доставки и многое другое. 

Основные данные об ответственности перевозчика отражены в ст. 23 и ст. 25 Единых правил. Также данный документ содержит каталог исключений. В нем содержатся особые риски, указание которых предполагает снятие ответственности с перевозчика, если ему удастся обосновать возникшие обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся:

  • Перевозка продукции в открытом подвижном составе, согласованная сторонами договора, что подтверждается соответствующей записью (п. «a» §3 ст. 23). Исключение составляют случаи, при которых утрачено большое количество грузов или целые грузовые места (§3 ст. 25);

  • Отсутствие тары/упаковки или ненадлежащая тара/упаковка груза, транспортируемого в открытом подвижном составе (п. «b» §3 ст. 23);

  • Погрузка груза выполняются отправителем, выгрузка - получателем (пункт «с» §3 ст. 23);

  • Неполная, неправильная, неточная маркировка (пункт «е» §3 ст. 23);

  • Особые естественные свойства груза, которые могут привести к самопроизвольной порче, усушке, утечке и пр. (п. «d» § 3 ст. 23);

  • Транспортировка груза согласно договору о сопровождении проводником, если повреждение или утрата возникли в результате риска, который проводника обязан был предвидеть (пункт «g» §3 ст. 23);

  • Перевозка живых животных (пункт «f» §3 ст. 23).

Данный каталог исчерпывающий относительно прямых железнодорожных международных перевозок. Если грузы транспортируются в прямом железнодорожном сообщении согласно ст. 4 КОТИФ каталог исключений может быть дополнен такими основаниями, как пожар, морские риски и пр.

Размер возмещения при полной/частичной утрате груза рассчитывается согласно правил ст. 30. Чаще всего перевозки возмещают рыночную стоимость утраченной продукции или ее части. Предел ответственности перевозчика указан в §2 статьи 30. Также сведения, касающиеся ответственности перевозчика, содержатся в ст. 31, ст. 32, ст. 33, ст. 35, ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 41. 

Отстаивание прав. Претензии и иски

Статьи, регламентирующие отстаивание прав и процедуру предъявления претензий, указаны в разделе IV ЦИМ-КОТИФ. Частичные потери и повреждения товаров обязательно должны оформляться документально (ст. 42). Документом, в котором отражаются потери, выступает коммерческий акт (§1 ст. 42). Его заполняют, если:

  • Обнаружено частичное повреждение или утрата груза перевозчиком;

  • Перевозки предполагают, что часть груза утрачена/повреждена;

  • Если об этом утверждает лицо, имеющее на это право согласно договору. 

Коммерческий акт заполняется перевозчиком в присутствии правомочного лица. В отдельных случаях может быть назначена экспертиза. Для досудебного урегулирования вопросов инициируются претензионные процедуры (ст. 43). Правила предъявления исков указаны в ст. 44. Компетентность сторон прописана в ст. 46. Срок исковой давности составляет 1 год (ст. 48.). Для сравнения срок исковой давности по СМГС составляет 9 месяцев (ст. 31). В отдельных случаях, когда утрата/повреждение груза произошли в результате умышленных действий перевозчика, срок исковой давности увеличивается до 2 лет.

Взаимоотношения между перевозчиками

V раздел ЦИМ-КОТИФ регулирует взаимоотношения между перевозчиками. В нем содержатся 4 статьи - с 49 по 52. Любой перевозчик, который получил или должен был получать провозные пошлины и другие сборы, обязан выплатить другим перевозчикам, причитающиеся им доли. В документе отражено право уплатившего возмещение перевозчика на регресс к другим перевозчикам в случае утраты/повреждения груза. перевозчик должен ответить за нарушение сроков доставки, если данное событие произошло по его вине. Если перевозчиков несколько, сумма возмещения должна пропорционально разделяться между ними согласно степени доказанной вины. Процедура регресса указана в ст. 51. 

Формула международного соглашения (Единые правила к договору о международных грузоперевозках железнодорожным транспортом)

- Общие положения

Цель: регулирование отношений согласно договору международной жд перевозки грузов на территории стран-участниц КОТИФ, а также отношений, предусматривающих использование морских и водных линий и маршрутов. Каждая партия груза, перемещаемого по одной накладной, должна иметь вид мелкой или повагонной отправки.

- Договор перевозки и транспортный документ

Тип документа может быть реальным или концептуальным. Потому как накладная, чаще всего, заполняется после подписания договора, данный документ чаще концептуальный. В документе прописывается обязательство перевозчика доставить товар в установленный срок за определенную плату, сдать получателю. Получатель - лицо, имеющее право на получение груза. Договор срочный, возмездный. В качестве транспортного документа выступает накладная установленного образца. Документ не выполняет функции коносамента.

- Обязанности сторон договора перевозки

 Перевозчик обязан:

  •  Загружать-выгружать мелкие партии товаров (диспозитивно);

  •  Проверять состояние, количество груза во время погрузки (если погрузкой занимается отправитель);

  •  Выполнять предписания отправителя или получателя (правомочного лица) относительно изменения договора перевозки;

  •  Выдавать груз получателю в месте назначения, вручать накладную;

  •  Оформлять коммерческие акты согласно требований Единых правил;

  •  Принимать к рассмотрению претензии получателя или отправителя;

  •  Перенаправлять правомочному лицу денежные средства, вырученные от реализации груза.

 Отправитель обязан:

  • Оплачивать провозные платежи, прочие расходы на доставку груза (диспозитивно);

  • Оформлять накладную согласно всех требований к перевозке грузов жд транспортом, передать перевозчику полные сведения о грузе;

  • Обеспечить продукцию надлежащей упаковкой;

  • Нести ответственность за данные, внесенные в накладную;

  • Передать перевозчику товаросопроводительные документы;

  • Выполнить погрузку повагонных отправок (диспозитивно).

 Получатель обязан:

  •  Оплачивать провозные платежи и прочие расходы на доставку груза, не погашенные отправителем;

  •  Выполните выгрузку повагонных отправок (диспозитивно);

- Права сторон договора перевозки груза

 В права перевозчика входит:

  • проверка выполнения условий перевозки отправителя;

  • проверка данных, указанных отправителем в накладной;

  • указание результатов проверок накладной;

  • оценка состояния груза его характеристик, массы, количества, мест;

  • получение указаний от отправителя и получателя в случае возникновения препятствий к выдаче или перевозки грузов;

  • требование предоставления оригиналов всех необходимых документов для оформления претензии;

  • указание в накладной, дубликате документа об урегулировании претензии;

  • выгрузка и уничтожение опасных грузов без компенсации;

  • реализация невостребованной продукции.

 В права отправителя входят:

  • проверка состояния груза и его количества;

  • согласование маршрутов;

  • изначальное распоряжение грузом;

  • изменение условий договора;

  • объявление ценности груза;

  • присутствие при исполнении или личное выполнение административных, таможенных и других формальностей;

  • требования заполнение коммерческого акта;

  • предъявление исков и претензий в порядке, прописанных едиными правилами.

В права получателя входит:

  • изменение условий договора;

  • распоряжение грузом с момента, когда такое право утрачивает отправитель;

  • требование от перевозчика выдачи продукции другому лицу;

  • требование составить коммерческий акт и провести экспертизу;

  • требования выдачи накладной и доставленного груза;

  • предъявления претензий и исков;

- Ответственность сторон договора перевозки груза

Временной период, в течение которого на перевозчике лежит ответственность, определен с момента приема товара в пункте отправления до его выдачи в месте назначения. Общая ответственность, возложенная на перевозчика, определяется размером ущерба, полученного в результате повреждения, утраты, порчи груза, просроченной доставки. Перечень причин и обстоятельств, по которым перевозчик может быть освобожден от ответственности, указан в каталоге исключений. Ответственность перевозчика основана на принципе его безусловной априорной вины. Также устанавливается порядок и особенности возмещения стоимости груза (по рыночной цене), возврат перевозчиком провозных платежей, пошлин и прочих расходов, касающихся перевозки, утраченной продукции. Ответственность за нарушение сроков доставки устанавливается нормативная и императивная с учетом его доотправки. Ответственность определена следующим образом - неустойка, размер, которой не должен превышать 4-х кратного размера стоимости перевозки продукции. Полностью утраченным считается срок спустя 30 суток с даты истечения срока доставки. 

Ответственность отправителя определяется убытками и потерями перевозчика в результате неправильного оформления накладной, отсутствие необходимых товаров сопроводительных и прочих документов, некачественной упаковки, несоответствующей погрузки.

Ответственность получателя: после предъявления требований о выдаче ему груза несет ответственность за уплату поездных платежей и других целесообразно понесенных расходов перевозчика. 

Ответственность агентов и сотрудников компании перевозчика: ответственность за действия своих служащих и лиц, оказывающим соответствующие услуги, несет перевозчик.

- Претензии и иски

Претензия перевозчику носит факультативный характер. Управомоченное лицо может предъявить претензию перевозчику на основании нарушения условий договора перевозки. Сроки подачи претензии - 1 год. Срок исковой давности может быть продлен до 2-ух лет, если подается иск, связанный с утратой потерей, спровоцированы вымышленными действиями перевозчиков, а также в случаях, предусмотренных едиными правилами транспортных перевозок железнодорожных грузов. Данный документ также определяет место и порядок судебного разбирательства.


Вернуться к списку статей

Статьи по теме

^ Наверх