zapros@4logs.ru
пн-пт 09:00-18:30
сб-вс 10:00-18:00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
23.06.2021
55 просмотров
Время прочтения: 11 минут

Правила Инкотермс

Международные правила Инкотермс (Incoterms) – система классификации внешнеторговых терминов, разработанная участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Основная цель разработки свода – разграничение обязанностей, рисков и ответственности между импортерами и экспортерами при доставке груза. Унифицированные правила интерпретации условий внешнеторговых договоров учитывают нормы и принципы международного коммерческого права, признанные правительственными органами и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность во всем мире.

Incoterms содержит 11 основных категорий, названия которых содержат по 3 заглавные английские буквы. Первая редакция международных стандартов была выпущена в 1936 году. В связи с применяющими логистическими процессами и коммерческими условиями, Incoterms регулярно переиздаются. С 1 января 2020 года вступила в действие новая редакция правил Инкотермс 2020.

Инкотермс и его основные положения

Incoterms® (International commerce terms – международные торговые термины) – торговый знак Международной торговой палаты ICC (International Chamber of Commerce). Правила содержат термины и стандартные условия поставки для применения в национальной и международной торговли.

Основными принципами Инкотермс являются:

  • распределение транспортных расходов по перевозке грузов между продавцом и покупателем;
  • даты поставки товаров – момент фактической передачи товара от продавца покупателю (его представителю), к примеру, транспортной компании. Информация отражается в транспортных документах;
  • момент перехода риска утраты, повреждения, случайной гибели груза от продавца к покупателю.

Ни один контракт международной торговли, рамочный и дистрибьюторский договор, предусматривающий поставку продукции, не обходится без согласования базисного условия поставки. Именно это условие определяет экономические составляющие контракта и непосредственно влияет на его эффективность.

Версии Инкотермс

Первое издание правил датируется 1936 годом. Далее на фоне меняющихся параметров внешней торговли и появления разных способов доставки потребовались изменения Инкотермс. Поправки вносились в 1953, 1967, 1976 годах. С 1980 года правила Инкотермс начали пересматривать каждые 10 лет – в 1990, 2000, 2010 годах. Новейший 9-ый выпуск Incoterms 2020 был опубликован 10 сентября 2019 года. Правила вступили в действие 1 января 2020 года (публикация ICC №723). По сути это обновленная версия Incoterms 2020, подготовленная экспертами Редакционной группы Международной торговой палаты (МТП). В составе группы числились юристы из США, Франции, Великобритании, Турции, Германии, Франции, Австралии, Китая. Главная цель редакции правил заключалась в их упрощении, удаление лишних базисов поставок, вызывающих недопонимание и путаницу при использовании торговых терминов. Новая редакция более четко разъяснила условия поставок для импортеров и экспортеров из разных стран мира.

Отличия изданий Инкотермс 2010 от Инкотермс 2020

В редакции 2010 был введен унифицированный DAP, при этом упразднили 3 термина – DAF (delivered at frontier), DES (delivered ex ship) и DDU (delivered, duty unpaid), и DEQ (delivered ex quey) был заменен на DAT (Поставка на терминале). В редакции Правил 2020 DAT был переименован в DPU. Как и в Инкотермс 2010, некоторые термины применяются только к морским (речным) перевозкам (FAS FOB CFR СIF).

Внесены изменения в классификацию терминов – все базисы поставок поделены на 4 группы – E, C, F, D. Их разделение основано на распределении обязанностей между сторонами внешнеторговой сделки.

  1. Термин DAT переименован в условие поставки DPU

  2. Базис поставки DAT (Доставка на терминале) переименован в DPU (Доставка на место выгрузки). Причиной такого изменения стала путаница между терминами DAT и DAP (Поставка в месте назначения). Главное отличие между ними заключалось в том, что согласно DAT доставка производилась после выгрузки товаров с транспортного средства и представления покупателю в терминале. Согласно DAP доставка производится до выгрузки товаров – после того продукция представлена покупателю на транспортном средстве.

    Еще одной причиной данного изменения стала необходимость обеспечить большую гибкость при определении места доставки груза. Продавцы и покупатели могут согласовывать любое удобное место для доставки продукции, а не только в определенном терминале. В остальном условия DAT от 2010 и DPU от 2020 идентичны по содержанию. DPU – единственный термин, поручающий продавцу разгрузку товара.

  3. Изменения в условиях поставки FCA

  4. Под торговым термином FCA (условия поставки – франко перевозчик) производится до 40% коммерческих операций в мире. Это универсальное правило, согласно которому можно отгружать товары в разных местах, расположенных в стране продавца.

    Предусматривается возможность отгрузки товара:

    • в месте, принадлежащем продавцу. Как только товар отгружен на транспортное средство покупателя, сделка считается завершенной;
    • в месте, которое указано в договоре и не принадлежит продавцу (например, терминал, порт). Отгрузка считается осуществленной после окончания погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Выгрузка товара не входит в обязанности продавца.
  5. Изменение уровня страхового покрытия для термина CIP

  6. В новой редакции 2020 года условия поставок CIF, также как и в редакции Инкотермс 2010, предусмотрено минимальное страховое покрытие (не менее 110% от стоимости товара). Однако стороны могут соглашаться на более низкое покрытие. Также по желанию компаний, заключивших контракт купли-продажи, могут использоваться более высокие уровни страхового покрытия.

  7. Перевозка товаров собственным транспортом

  8. При составлении правил Инкотермс 2010 использовалось предположение, что при транспортировке товара будет задействован сторонний перевозчик. Причем нанять его может, как продавец, так и покупатель. Однако не учитывались ситуации, в которых услуги стороннего перевозчика не требовались, доставка осуществлялась собственным транспортом покупателя или продавца. В новой редакции правил от 2020 года такие ситуации предусмотрены – можно использовать собственный транспорт для транспортировки товаров или заключать договор перевозки.

  9. Распределение расходов

  10. Затраты, касающиеся купли-продажи, теперь содержатся в статьях A9/B9 «Распределение расходов» для всех правил и в статьях Incoterms, к которым они относятся. Цель данного изменения состоит в предоставлении сторонам, заключившим договор поставки, полного перечня расходов в одной месте. Внесенные поправки позволяют покупателю и продавцу видеть все затраты, за которые они несут ответственность.

  11. Таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт

  12. В редакции Incoterms 2020 содержится более четкое пояснение кто, продавец или покупатель, отвечает за таможенное оформление, связанные с ним расходы и риски. Это же касается выпуска товара, который находится в пути. Данная категория включена в Правила впервые. Относительно последнего, применяется правило, по которому ответственность ложится на сторону, осуществляющую перевозку товаров к месту доставки. Если этот риск лег на сторону происхождения (продавца), ответственность за таможенный транзит возлагается на покупателя. Если риск переходит в пункте назначения, ответственность возлагается на продавца.

  13. Требования безопасности

  14. Новой нормой Инкотермс 2020 стала безопасность транспорта. Например, введена обязательная проверка контейнеров. Требования прописаны в статье A4/B4 («Перевозка») каждого правила и требуют от стороны продавца везде, где это применимо, четкого соблюдениям требований безопасности транспорта.

    В статье A7/B7 (Таможенное оформление экспорта/импорта) указаны требования, согласно которым продавец везде, где это применимо, обязан выполнять любые формальности, связанные с безопасностью при оформлении экспорта. Также продавец обязан оказывать покупателю помощь при оформлении документов и получении информации, которая позволит соблюдать таможенные формальности относительно транзита или импорта. Затраты на обеспечение безопасности, касающиеся транспорта, выделены в статьях A9/B9 для каждого правила.

  15. Пояснительные примечания

  16. Правила Инкотермс 2020 содержат «Пояснительные примечания для пользователей».

    В них подробно отражены пояснительные примечания относительно разных условий поставки, в частности:

    • когда переходит риск,
    • когда должно быть применено правило,
    • как распределяются расходы и пр.

    Пояснительные записки призваны помочь пользователями выбрать наиболее подходящие правила и предоставить их толкование в случае спора.

Таблица правил Инкотермс 2020

Конструктивно правила Incoterms 2020 имеют такой же вид, что и предыдущая версия. Документ содержит 11 сокращений, состоящих из 3 английских букв от EXW до DDP, разделенные на 2 категории с учетом вида транспорта.

  • для любого вида или видов транспорта

ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

EXW – «Ex Works»

FCA – «Free Carrier»

СРТ – «Carriage Paid to»

CIP – «Carriage and Insurance Paid to»

DPU – «Delivered Named Place Unloaded»

DAP – «Delivered at Place»

DDP – «Delivered Duty Paid»

  • для морского и внутреннего водного транспорта

II ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

FAS – «Free Alongside Ship»

FOB – «Free on Board»

CFR – «Cost and Freight»

CIF – «Cost Insurance and Freight»

Расшифровка и перевод правил Инкотермс 2020

В редакции 2020 выделено 4 группы базисов поставок товаров:

  • E (EXW) – продавец предоставляет товар покупателю в своих помещениях;
  • F (FCA, FAS, FOB) – продавец обязан передать товар перевозчику, указанному покупателем;
  • C (CFR, CIF, CPT, CIP) – продавец должен заключить договор перевозки, не возлагая на себя риски за повреждение или утрату товара, а также дополнительные затраты в процессе отгрузки и отправки;
  • D (DAP, DPU, DDP) – все риски и расходы, связанные с доставкой товара до пункта назначения возлагаются на продавца.

Их классификация произведена по принципам:

  • определение обязанностей сторон относительно перевозки груза,
  • максимальное увеличение обязанностей продавца.
  1. Группа Е (Отгрузка)

  2. К данной группе относятся условия поставки EXW (Франко завод). Правила Инкотермс, предусматривают обязанность продавца предоставить товар, готовый к отгрузке. В обязанности покупателя входит импортное, экспортное таможенное оформление (ТО) и предоставление груза. Переход рисков происходит в момент передачи товара на складе продавца. Главная особенность EXW – у продавца минимальные обязанности.

  3. Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)

  4. В группе F содержатся следующие условия поставки:

    • FCA (Франко перевозчик). В обязанности продавца входит экспортное ТО и выполнение отгрузки товара перевозку, которого выбрал покупатель. Доставить товар и произвести импортное ТО должен покупатель. Переход рисков происходит в момент передачи товара от продавца перевозчику;
    • FAS (Свободно вдоль судна). Правило указывает порт – место отгрузки. В обязанности продавца входит экспортное ТО и размещение груза в порту отгрузки вдоль борта судна, которое указал покупатель. Обязанности покупателя включают погрузку товара на судно и транспортировку в порт разгрузки, импортное таможенное оформление. Переход рисков осуществляется в порту в момент размещения груза вдоль борта судна;
    • FOB (Свободно в порту). В обязанность продавца входит экспортное ТО, доставка груз в порт отгрузки и погрузка на борт судна, выбранного покупателем. Транспортировка груза и порт разгрузки, импортное ТО возлагаются на покупателя. Переход риска от продавца к покупателю происходит на борту судна после полной погрузки.
  5. Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)

  6. В данную группу входят следующие условия поставки:

    • CFR (Стоимость и фрахт). Продавец должен произвести экспортное ТО, выполнить погрузку товара на борт судна и обеспечить его транспортировку в порт разгрузки. В обязанности покупателя входят разгрузка и прием товара в порту, импортное ТО. Переход рисков производится с момента полной погрузки;
    • CIF (Стоимость, страхование и фрахт). Продавец производит экспортное ТО, страхует и загружает продукцию на борт судна. Также в его обязанности входит доставка в порт разгрузки. Покупатель разгружает, принимает товар, проводит импортное ТО. Переход рисков производится на борту судна после полной погрузки;
    • CIP (Фрахт/перевозка и страхование оплачены до). Экспортное ТО, страхование и доставка грузов в место назначения входят в обязанности продавца. Покупатель разгружает товар, проходит импортное таможенное оформление. Переход рисков производится с момент передачи товара от продавца перевозчику;
    • CPT (Фрахт/перевозка оплачены до). Экспортное оформление на таможне, доставка груза в место назначения возлагаются на продавца. В обязанности покупателя входит разгрузка товара, импортное ТО. Риски переходят от продавца покупателю в момент передачи товара перевозчику.
  7. Группа D (Доставка)

  8. Группа D включает следующие условия поставки:

    • DAP (Поставка в пункте). Продавец обязан пройти экспортное таможенное оформление и доставить груз до места назначения. В обязанности покупателя входит разгрузка товара и импортное таможенное оформление. Переход рисков происходит в пункте назначения;
    • DPU (Поставка в место выгрузки). Экспортное оформление, доставка и выгрузка товара в месте назначения входят в обязанности продавца. Покупатель должен принять товар и пройти импортное таможенное оформление. Переход рисков происходил в момент полной выгрузки товара;
    • DDP (Поставка с оплатой пошлины). Продавец обязан пройти экспортное ТО, произвести доставку товара в место назначения, произвести импортное ТО, уплатить пошлины. Переход рисков происходит в месте назначения. Базис поставки DDP предусматривает максимальные обязанности продавца.

Заключение

Важность международных правил Инкотермс при выполнении торговых операций не вызывает сомнений. Однако не все контракты включают данные правила в полном объеме. Во избежание споров и финансовых потерь коммерческие предприятия обязаны досконально знать и грамотно использовать новые правила Инкотермс 2020. Изменений немного и они не такие масштабные, как предполагалось ранее, поэтому, чтобы освоить их, не нужно проводить переподготовку специалистов.

Версия Incoterms 2020 будет действовать до 2030 года. Ожидается, что в следующую версию войдут технологические поправки, необходимость в которых растет в связи с развитием цифровой торговли, подписанием контрактов на интеллектуальную собственность. Приобрести издание можно в Международной торговой палате (ICC) в русско-английском варианте. Также можно ознакомится со словарем в электронном формате. Перевод на русский язык произведен Российским Нацкомитетом ICC.


Вернуться к списку статей
^ Наверх