zapros@4logs.ru
пн-пт 09:00-18:30
сб-вс 10:00-18:00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Развитие транспортной логистики в России
14.12.2021
3 просмотра
Время прочтения: 5 минут
Развитие транспортной логистики в России

Современные рыночные отношения четко диктуют необходимость ускоренного развития производственной инфраструктуры. Особенно это касается транспорта, обеспечивающего обращение материальных ресурсов. Транспортные сделки являются неотъемлемой частью ВЭД и оформляются договором между владельцем груза и перевозчиком. Согласно договору, компания-перевозчик обязана доставить товар в соответствующее место в срок за определенное вознаграждение. Грузовладелец должен предоставить продукцию, рассчитаться за перевозку и другие услуги.

Транспортировка – ключевая логистическая функция. Смежными с ними функциями и операциями выступает управление запасами, хранение, переработка грузов (погрузка, разгрузка, складское перемещение, сортировка, складирование, упаковка, комплектация, маркировка и пр.). Транспортная логистика в России до недавнего времени оставалась одной из немногих отраслей, продолживших жить «по законам 90-х». Однако с развитием экономики и интеграцией IT-технологий ситуация начала меняться, причем структурно. 

История зарождения транспортная логистика в России

Развитие логистики в России началось в военной сфере с тактического перемещения военной техники, войск, материально-технического снабжения. К середине XX века под действием международных кризисов остро возникла необходимость в логистических объединениях. Первым таким сообществом стало Национальная ассоциация управления запасами. В 70-х годах с развитием конкуренции возникла необходимость снижения себестоимости товаров, рационального использования сырья, комплектующих, полуфабрикатов, материалов. К концу 70-х начало появляться новое транспортное и складское оборудование, новые виды упаковки, тары (индивидуальная, транспортная). 90-е годы ознаменовались зарождением неологистики. «Выход в свет» России состоялся на Европейском конгрессе, который проходил в 1974 году в Германии. Основными целями стали:

  • Доставка товара в согласованное место;
  • Соблюдение установленного периода доставки;
  • Минимальные затраты на доставку.

С переходом на рыночный тип экономики сфера транспортно-логистических услуг начала развиваться быстрее. 

Требования и нормы, касающиеся грузоперевозок и логистики, прописаны в Гражданском кодекс РФ (гл. 40-41) и ФЗ№ 870 от 30.06.2003 года. Также действуют отдельные положения специальных ведомств, например, при доставке опасных или скоропортящихся грузов.

Основными видами транспортной логистики являются:

  • Внутреннее направление. Товары доставляются от головной компании дочерним предприятиям;
  • Внешнее направление. Перемещение продукции потребителям.

Выделяют следующие разновидности транспортной логистики:

  • Мультимодальная. Используется, если необходимо доставить товар из одной страны в другую. При этом нужно задействовать несколько видов транспорта (например, самолет, автомобиль, корабль);
  • Унимодальная. Маршрут предусматривает использование одного транспорта;
  • Интермодальный. Разница с мультимодальной перевозкой в том, что организацией процесса занимается один оператор, но от 2-ух перевозчиков;
  • Смешанный. Грузоперевозки осуществляются, например, на автотранспортном средстве до точки, где требуется погрузить товар в ж/д состав;
  • Комбинированный. Схож со смешанным типом, но предусматривает применение более 2-ух видов транспорта.

Основные принципы и функции:

  • Прогнозирование и планирование доставки груза;
  • Юридическое сопровождение;
  • Расчет стоимости услуг;
  • Складское хранение;
  • Оптимизация перевозки;
  • Подготовка документации;
  • Информационное сопровождение;
  • Страхование груза;
  • Помощь в прохождении таможни.

Состояние транспортной логистики в России

В РФ растет активность логистического бизнеса. Повышенное внимание направлено на выделение логистических функций промышленных и торговых предприятий, касающихся исходящей и входящей транспортировки. Аутсорсинг позволяет предприятиям наращивать профессионализм в данной сфере деятельности, направлять ресурсы на решение ключевых вопросов. 

Усиливается тенденция интеграции и глобализации в цепях поставок. На рынок выходят крупные логистические компании и сетевые операторы. На российском рынке появляется все больше иностранных операторов.

Развитие транспортной логистики в России усиливается технологическим развитием, изменением политической обстановки и пр.

Однако на пути развития возникают и трудности:

  • Неверная оценка сферы обращения (снабжения, сбыта) на протяжении длительного срока;
  • Сложная ситуация внутри общей экономики, напряженность социума в обществе;
  • Экономическая инфраструктура ниже среднего мирового уровня (отставание инфраструктуры в сфере транспортных средств, технического и технологического развития);
  • Низкие показатели развития промышленных предприятий по производству тары, упаковки;
  • Отсталость развития в условиях техники и производства, складского хозяйства (технологического типа).

Приведенные трудности и нехватка квалифицированных кадров тормозят развитие транспортной логистики. Хорошие логисты должны иметь знания в различных областях, понимать общие взаимосвязи между функциональными сферами бизнеса.

Перспективы развития транспортной логистики

Рыночная активность и уровень конкуренции возрастают, соответственно растут запросы клиентов. Предприятия логистической сферы вынуждены искать новые способы сокращения затрат. Понимая большое значение логистики в росте рентабельности бизнеса, собственники компаний вынуждены обращаться к специалистам в данной сфере. Это говорит о хороших перспективах логистики в РФ. 

Основными направлениями развития выступают:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы;
  • Мотивирование работы крупных транспортных компаний;
  • Мониторинг цепей доставки грузопотоков и каналов размещения готовой продукции;
  • Единство информационной системы в сфере транспортного развития (в рамках стратегии развития проводится подготовка квалифицированных кадров логистической отрасли, понимающих особенности организации внутренних процессов).

Успешное развитие логистики в РФ имеет предпосылки:

  • Научно-теоретические. Связаны с развитием систем, обеспечивающих управление материальными потоками (автоматизирование процессов, внутрипроизводственные системы);
  • Технологические. Становление логистического стержня, оптимизация управления в разных сферах производства и экономики в целом.

Развития транспортная логистика оказывает всестороннее воздействие на экономику страны. Понимая роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, социальном, политическом плане. Глобализация и интеграция в системах поставок способствует росту числа компаний, располагающих логистическими отделами и службами. Профессия логистов становится все более востребованной на российском рынке – в сфере оказания услуг по транспортировке, складированию, экспедированию, таможенному оформлению, управлению запасами. Также рынок нуждается в координаторах (супервайзерах), организаторах управления корпоративными логистическими системами, организаторах стратегического планирования. 

Квалифицированные специалисты транспортно-логистической компании КВАТРО Логистик оказывают широкий перечень услуг, включающих международные перевозки, таможенное оформление, сертификацию, аутсорсинг ВЭД. Современный подход к оказанию транспортных и сопутствующих услуг позволяет повышать эффективность перевозок, оптимизировать временные и финансовые затраты.


Вернуться к списку статей

Статьи по теме

^ Наверх