zapros@4logs.ru
пн-пт 09:00-18:30
сб-вс 10:00-18:00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Страхование грузов на судах. Страхование груза при перевозке морским транспортом
13.09.2022
60 просмотров
Время прочтения: 10 минут
Страхование грузов на судах. Страхование груза при перевозке морским транспортом

Виды страхования морских грузов

Страхование грузов морских грузов возникло на базе морского торгового судоходства. Необходимость в его применении объясняется тем, что опасность и случайность на море были крайне высоки. Основными причинами являлось несовершенство морских судов, отсутствие средств связи, локаций и карт в ряде регионов плавания, нехваткой надежных навигационных приборов и многого другого. С развитием морской торговли образовались разные формы и условия морского страхования. Сегодня это один из видов имущественного страхования, целью которого является возмещение ущерба, понесенного страхователем в результате повреждения или гибели объекта в время морского пути. Защиту товаров любых категорий в международных перевозках предусматривает страхование карго. Обеспечивается страховая защита на протяжении всего процесса перемещения продукции между пунктами.

В зависимости от способа организации грузоперевозок и размещения продукции выделяют страхование:

  • В контейнерах. Актуально при осуществлении мультимодальных перевозок с применением разных видов транспорта. Контейнер выступает транспортной тарой, защищающей продукцию от негативного внешнего воздействия. Основной проблемой, которая возникает при урегулировании убытков при контейнерных перевозках, выступает недостача продукции при целостности пломбы. Недостача не является страховым событием, за исключением случаев, когда страхователю удается доказать, что недостача спровоцирована хищением товара;

  • На судах. Применяется при доставке грузов танкерами, сухогрузами, рефрижераторами и другим транспортом.

В комплекс морского страхования входят:

  • Каско. Распространяется на оснастку и корпус плавсредства;

  • Карго. Страхуются перевозимые грузы;

  • Страхование ответственности владельца судна. Наиболее сложный вид услуг, учитывающий характер и условия использования судна, правила и особенности перевозки, специфику законодательного регулирования.

Особенности страхования грузов на судах

На определение условий договора оказывают влияние следующие факторы:

  • Тип застрахованного судна и его параметры. Основные требования страхового рынка к судам прописаны в классификационной оговорке Institute Classification Clause. Согласно данной оговорки, возраст судна (с момента создания) не должен быть более 15 лет. Для более старых судов применимы надбавки к страховому тарифу. Возможность страхования при перемещении продукции морским транспортом, возраст которого превышает 30 лет, будет рассматриваться в индивидуальном порядке. Возраст транспорта учитывает реновации. Известно, что 1SS реновация позволяет уменьшить возраст судна до 5 лет, при проведении 2SS реновации возраст уменьшается до 10 лет;

  • Способ размещения товара на судне:

    • В трюме (при перевозке генеральных грузов);

    • На палубе. Рассматривается как дополнительные риск, повышающий вероятность смытия продукции за борт.

В зависимости от специфических особенностей товара их делят на несколько групп:

  • по легкости разрушения, 

  • назначению,

  • способу транспортировки.

Имеются особенности страхования некоторых категорий продукции при морской доставке. Отдельные условия, разработанные Институтом Лондонских страховщиков, действуют для:

  • Страхования транспортировки нефти;

  • Страхование доставки кукурузы и зерна в соответствии с требованиями, выдвигаемыми Международной ассоциацией торговли зерном и кормами;

  • Страхование перевозок угля;

  • Страхование перевозок жиров и масел с учетом тех требований, которые предъявляет Федерация по торговле жирами, маслосеменными и маслами.

Случаи, которые не признаются страховыми

Убытки, понесенные в процессе транспортировки, не подлежат возмещению, если утрата или порча груза произошла в результате нестрахового случая:

  • Нарушения технических параметров размещения и закрепления продукции в процессе погрузки;

  • Грубой неосторожности, умысла страхователя;

  • Нестандартной упаковки товара;

  • Потери объема или веса товара в пределах норм естественной убыли;

  • Процессов, вызванных внутренними свойствами товара (например, гниения, самовоспламенения);

  • Недостачи продукции при неповрежденной упаковке;

  • Нарушении перевозчиком сроков и условий доставки. 

Согласно правилам за утрату и порчу груза возмещение выплачивается в случаях, прописанных в договоре (полисе). 

Документы, необходимые для оформления страхового полиса

В обязательный перечень документов на оформление страхования морской перевозки входят:

  • Копия или проформа коносамента, еще известная как букинг-нота;

  • Копия инвойса

  • Реквизиты компании-страхователя 

 В договоре страхования груза обязательно указываются следующие данные:

  • Объект страхования (имущественные интересы);

  • Условия, в которых указываются страховые условия и риски;

  • Срок действия документа;

  • Сумма полиса. Как правило, это полная стоимость груза. Однако сумма может меняться по согласованию сторон на протяжении срока действия полиса;

  • Порядок действия сторон в случае наступления страховой ситуации, указание последствий за неисполнение обязательств и основания для отказа в перечислении возмещения. 

Страхование груза на судах в торговых соглашениях

Ответственность продавца и покупателя в международной торговле регламентируют условия поставки «Инкотермс». При подписании торговых контрактов в сфере ВЭД используются общепринятые условия поставки, в которых отражаются и условия страхования:

  • CIF. До сдачи товара в пункте назначения продавец наряду с прочими участниками процесса несет затраты по страхованию, в том числе на страховку фрахта;

  • FOB. Расходы, начиная с момента погрузки товара на судно, включая риски, возлагаются на покупателя;

  • FAS. За доставку объекта в порт отправки, разгрузку, размещение в согласованном с покупателем пункте отвечает продавец. На покупателе - риски и затраты (от погрузки на судно в месте отправления до входа в пункт назначения);

  • CAF. Покупатель оплачивает расходы по товарной стоимости груза, страхованию от морских рисков (с момента погрузки на судно до его поступления в пункт назначения). 

Ответственность за страхование товара возлагается на каждую сторону на своем участке маршрута. Если покупка товара производится на условиях FOB, ответственность за доставку и страхование до погрузки товара на борт возлагается на продавца. 

Стоимость страхования груза

Расчет стоимости страхового полиса выполняется по тарифной сетке. Учитывается вид транспорта, маршрут, упаковка. Средний ценник находится в пределах от 0,05% до 0,3% от заявленной стоимости товара. На размер страховки влияет степень риска повреждения продукции. Если товары хрупкие, страховой полис обойдется дороже. 

Для отдельных товаров может потребоваться согласование (ювелирные изделия, драгоценные металлы и камни, наличные денежные средства, произведения искусства, акцизная продукция, боеприпасы, животные и растения). 

Объекты страхования 

В судоходстве имущественный интерес представляют:

  • Судно с оборудованием, машинами;

  • Механизма судна, корпус;

  • Фрахт;

  • Ответственность страхователя за ущерб, нанесенные третьим лицам. 

Страховые риски

Под понятие страховых рисков подпадают:

  • Убытки в результате гибели судна или затраты на устранение повреждений машин, механизмов, оборудования;

  • Убытки, понесенные в результате пропажи судна без вести;

  • Целесообразные расходы по снижению убытков;

  • Ответственность за столкновение с неподвижными плавучими объектами и/или судами;

Специалисты компании КВАТРО Логистик возьмут на себя решение вопросов, связанных со страхованием морских грузов. Поможем с оформлением транспортной и таможенной документации.




Вернуться к списку статей

Статьи по теме

^ Наверх