Главной задачей логистов является быстрая и качественная доставка груза. Для понимания как компания справляется с такой задачей проводят оценку эффективности. Важным аспектом является выявление и устранение слабых мест в работе и повышения сервиса услуг.
Контроль и оценка эффективности транспортной логистики
Развитие логистики привело к формированию систем показателей. С помощью них можно оценить эффективность. Сюда относятся:
- общие издержки;
- услуги сервиса;
- наличие логистических циклов;
- скорость производства;
- инвестирование в логистическую инфраструктуру.
Такие показатели показывают эффективность логистической системы.
Выделяют основные группы издержек:
- затраты связанные с логистическими операциями (эксплуатация и тд.);
- нанесенный логистическими рисками ущерб;
- затраты на администрирование.
В отчетных формах по выполнению плана содержатся показатели издержек, которые сгруппированы по функциональным областям.
Структура логистических издержек в разных странах показывает, что большую долю занимают затраты на:
- управление запасами (до 40%);
- расход на транспортировку (до 35%);
- расходы на функции управления (до 14%).
Трудности при формировании логистической стратегии вызваны такими причинами:
- отсутствие отчетности по составляющим издержкам;
- присутствием в российском бизнесе “двойной бухгалтерии”, закрытостью информации в логистической системе и др.
- отсутствие расчета ущерба от логистического риска.
Большинство логистических операций является услугами. Среди звеньев ТК, экспедиторы, оптовики и торговцы в розницу.
Эффективная оценка качества работы предприятий часто отсутствует. Объясняется такая проблема тем, что:
- поставщику товара сложно дать специфику сервису, из-за чего покупатель не может оценить услугу транспортировки груза;
- покупатель участвует в предоставлении услуги;
- услуга доставки используется во время своего производства;
- сервис компании - это ее деятельность, поэтому провести тестирование до приобретения услуги перевозки не представляется возможным.
Важными аспектами измерения качества сервиса являются:
- среда в которой находится сервис, удобства, оборудование и т. д.;
- соблюдение сроков;
- ответственное отношение - желание помочь покупателю, предоставление гарантий;
- навыки и компетентность соответствуют предложению;
- установление контакта с поставщиком;
- удобное время оказания услуги;
- безопасное оказание услуг - нет риска, недоверия и тд.;
- вежливое отношение - способность договориться, корректное поведение персонала;
- индивидуальный подход;
- наличие взаимопонимания - интерес к нужде покупателя и тд.
Продолжительность полного цикла также важный показатель.
Комплексным показателем также является возврат на инвестиции в логистику. Сюда относят :
- склады и грузовые или терминальные комплексы;
- разные виды транспорта в составе автопарка компании;
- железнодорожные пути, автодороги и др.;
- телекоммуникации;
- компьютерная система и др.
Возвращение на инвестиции в такие объекты определяется нормативно-методическими документами по капиталовложению.
Совершенствование и повышение эффективности транспортно складской логистики
На складе, где хранятся все товары, часто возникают проблемы из-за 5 причин:
- использование старого оборудования;
- структура логистики имеет некачественную проработку;
- нет специалистов или не хватает кадров;
- нет навыков управления складом;
- руководство не может оценить проблему компании.
Часто такие проблемы ложатся на плечи руководства, в результате чего появляются разные проблемы.
На складе часто возникают такие ситуации:
- нет маркировки на продукции;
- неудачное место расположения склада;
- нет оптимизации внутренних процессов;
- сложность грузоперевозки на дальнее расстояние;
- нет пунктов промежуточного хранения;
- неэффективные маршруты доставки;
- транспортировка не снабжается информационной поддержкой.
Как решить логистику склада:
- рассмотреть выгодные варианты под склад;
- подобрать эффективную складскую систему;
- проанализировать складскую логистику.
По результатам проведения мониторинга должна сформироваться эффективная система контроля над запасами склада.
Чтобы оптимизировать транспортно-складскую логистику компании или предприятия потребуется оценка. При этом учитывают такие параметры:
- Оценка общей издержки - рассматривается общий объем затрат на логистику.
- Продолжительность цикла логистики - среднее время обработки 1 заказа. Конечная - возвращение транспорта на склад.
- Качество сервиса. Измеряться он может безопасностью, надежностью и другими параметрами.
- логистическая продуктивность - оценивается через прибыльность от вложений на логистические циклы, оборот груза за определенное время и др.
Учитывая все эти параметры производится оптимизация. Используются такие методы как:
- объективные - оцениваются реальные параметры расчетов;
- субъективные - оцениваются параметры без измерительных мер.
Чтобы получить объективные показатели -расстояние маршрутов, обработки продукции и др., применяются данные полученные с помощью систем управления складом или ТС или через спутниковое наблюдение.