Особенностями 2021 года стали затянувшая пандемия и связанное с ней неустойчивое поведение клиентов на цепи поставок. События сопровождались усилением непредсказуемости и волатильности на рынке. На некоторые товарные категории стремительно вырос спрос, в то время как на многие «второстепенные» позиции спрос «просел». Это привело к тому, что на складах, в аэропортах и портах по всему миру начали скапливаться ранее заказанные, отправленные грузы.
В то же время по данным Forbes, COVID-19 стал мощным драйвером роста электронной коммерции, и такая тенденция будет сохраняться еще минимум 4-6 лет. Резкое увеличение числа онлайн-покупок в современном мире кардинально изменило профиль заказов на складе. В связи со стремительным ростом e-commerce усилился тренд на роботизацию, цифровизацию.
Состояние рынка логистических услуг в 2021 году
Влияние пандемии на логистическую отрасль в 2020 году ощущалось во всех странах мира. Крупные игроки рынка рассчитывали на стабилизацию в 2021 году, но положение еще больше ухудшилось: существенно выросли тарифы на перевозку, усилился дисбаланс, дефицит контейнеров. Волнения на рынке логистики, изменение схем поставок, другие серьезные проблемы коснулись большинства компании. Среди вызовов 2021 года оказались:
- Увеличение lead time. Срыв сроков поставок товаров возникал в результате неустойчивости мировых поставок;
- Тотальный дефицит ресурсов в логистике (транспорта, упаковки, поддонов и пр.);
- Острая нехватка кадров среди операционного персонала;
- «Зеленая» повестка. На передний план выдвинулась экологичность цепей поставок;
- Многократное увеличение затрат на доставку в связи с трендом экологичности (ОРЕХ, САРЕХ);
- Прозрачность логистических цепей – для контрагента, компании, государства;
- Увеличение доли маркетплейсов и прочих e-commerce каналов торговли. Все это на фоне повышения требований к lead time, маркировке, упаковке, снижения кванта отгрузки;
- Тотальная цифровизация. Стали более острыми недостаточный опыт и нехватка ресурсов для реализации крупномасштабных цифровых проектов со стороны исполнителей.
2021 кардинально изменил структуру сферы экономики, маркетинга, логистики в России и мире, и в прогнозе на ближайшие годы еще более глобальные перемены.
Реакция отраслей на пандемию
Форс-мажорные ситуации на торговых маршрутах в мире стали причинами сбоев в работе портов, терминалов, складов. Увеличились сроки доставка, что привело к дефициту товаров. В связи с растущим спросом отмечается беспрецедентный рост ставок фрахта. Фактором роста цен выступило бурное развитие рынка онлайн-торговли. Логистика поставок в этом сегменте в определенной мере зависела от упаковки, в частности, кратона. Вырос спрос на автотранспортные услуги в связи с необходимостью выполнения заказов для e-коммерции, выросла оплата труда комплектовщиков и курьеров.
E-commerce – одно из сравнительно новых направлений бизнеса, которое получило мощный толчок развития на российском и мировом рынках. Соответственно выросла потребность в логистических услугах для электронной коммерции. Дополнительные перспективы роста открылись для данных отраслей отчасти благодаря активизации кросс бордер торговли. По приблизительным оценкам объем трансграничных продаж e-commerce в грядущем году превысят $627 млрд.
Тенденции развития мировой логистики в 2022 году
Цифровизация и диджитализация продолжают активизироваться. Сложные логистические процессы провоцируют рост требований к скорости исполнения заказов. Крайне важным становится контроль исполнения цепочки поставок. И помочь в этом могут только ИТ-технологии, позволяющие исключить человеческий фактор.
Тенденции, которые ожидают рынок в 2022 году:
- Повышенный спрос на 3PL. Спрос планирует расти соизмеримо развитию онлайн-торговли. Продажи будут осуществляться напрямую потребителю (D2C) без посредников. По данным сотрудников Allied Market Research, в ближайшие 6 лет мировой рынок сторонних логистических услуг достигнет рекордных $1,1 трлн.;
- Микро-склады. Ожидается изменение модели покупок, рост компаний, предоставляющих склады в нескольких местах, позволяющих производить более эффективное управление запасами, обработку заказов, находясь ближе к потребителю;
- Использование интернет-вещей (IoT) и больших объемов данных. По мере развития IoT и технологии больших массивов данных увеличивается эффективность логистики. Интернет вещей представляет собой сеть, пересылка данных в которой производится с минимальным участием или без участия человека. Big Data поможет компаниям 3PL собирать и анализировать данные цепочек поставок, выявлять препятствия и устранять их;
- ИТ-технологии и автоматизация. Данный тренд станет движущей силой отрасли, позволит повысить производительность, сократить объем отходов, временные затраты на всех этапах процесса выполнения заказа и др. Многие ручные процессы будут замены ИИ и машинным обучением. В сфере логистики компаниям SaaS отрасль будет предлагать инновационные решения. Примером является стремление изобрести самодвижущиеся грузовики. На американских складах уже используются грузовики Tesla с автопилотом. И хотя это не полноценный ИИ, он существенно упрощает работу водителя, позволяет собирать данные для дальнейшего создания беспилотных моделей грузового транспорта;
- Экологичность поставок. Снижение антропогенной нагрузки и защита окружающей среды становятся первостепенными задачами для человечества. Главное направление – снижение выбросов углекислого газа транспортом вплоть до нулевой отметки. По прогнозу экспертов, с каждым годом требования к экологичности будут только ужесточаться. В какой-то мере это будет сдерживать развитие мировой логистики, пока не организуется новая экологичная транспортная инфраструктура, по мощности не уступающая «углеродной».