Международные правила Инкотермс (Incoterms) – система классификации внешнеторговых терминов, разработанная участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Основная цель разработки свода – разграничение обязанностей, рисков и ответственности между импортерами и экспортерами при доставке груза. Унифицированные правила интерпретации условий внешнеторговых договоров учитывают нормы и принципы международного коммерческого права, признанные правительственными органами и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность во всем мире.
Incoterms содержит 11 основных категорий, названия которых содержат по 3 заглавные английские буквы. Первая редакция международных стандартов была выпущена в 1936 году. В связи с применяющими логистическими процессами и коммерческими условиями, Incoterms регулярно переиздаются. С 1 января 2020 года вступила в действие новая редакция правил Инкотермс 2020.
Инкотермс и его основные положения
Incoterms® (International commerce terms – международные торговые термины) – торговый знак Международной торговой палаты ICC (International Chamber of Commerce). Правила содержат термины и стандартные условия поставки для применения в национальной и международной торговли.
Основными принципами Инкотермс являются:
- распределение транспортных расходов по перевозке грузов между продавцом и покупателем;
- даты поставки товаров – момент фактической передачи товара от продавца покупателю (его представителю), к примеру, транспортной компании. Информация отражается в транспортных документах;
- момент перехода риска утраты, повреждения, случайной гибели груза от продавца к покупателю.
Ни один контракт международной торговли, рамочный и дистрибьюторский договор, предусматривающий поставку продукции, не обходится без согласования базисного условия поставки. Именно это условие определяет экономические составляющие контракта и непосредственно влияет на его эффективность.
Версии Инкотермс
Первое издание правил датируется 1936 годом. Далее на фоне меняющихся параметров внешней торговли и появления разных способов доставки потребовались изменения Инкотермс. Поправки вносились в 1953, 1967, 1976 годах. С 1980 года правила Инкотермс начали пересматривать каждые 10 лет – в 1990, 2000, 2010 годах. Новейший 9-ый выпуск Incoterms 2020 был опубликован 10 сентября 2019 года. Правила вступили в действие 1 января 2020 года (публикация ICC №723). По сути это обновленная версия Incoterms 2020, подготовленная экспертами Редакционной группы Международной торговой палаты (МТП). В составе группы числились юристы из США, Франции, Великобритании, Турции, Германии, Франции, Австралии, Китая. Главная цель редакции правил заключалась в их упрощении, удаление лишних базисов поставок, вызывающих недопонимание и путаницу при использовании торговых терминов. Новая редакция более четко разъяснила условия поставок для импортеров и экспортеров из разных стран мира.
Отличия изданий Инкотермс 2010 от Инкотермс 2020
В редакции 2010 был введен унифицированный DAP, при этом упразднили 3 термина – DAF (delivered at frontier), DES (delivered ex ship) и DDU (delivered, duty unpaid), и DEQ (delivered ex quey) был заменен на DAT (Поставка на терминале). В редакции Правил 2020 DAT был переименован в DPU. Как и в Инкотермс 2010, некоторые термины применяются только к морским (речным) перевозкам (FAS FOB CFR СIF).
Внесены изменения в классификацию терминов – все базисы поставок поделены на 4 группы – E, C, F, D. Их разделение основано на распределении обязанностей между сторонами внешнеторговой сделки.
Термин DAT переименован в условие поставки DPU
Изменения в условиях поставки FCA
- в месте, принадлежащем продавцу. Как только товар отгружен на транспортное средство покупателя, сделка считается завершенной;
- в месте, которое указано в договоре и не принадлежит продавцу (например, терминал, порт). Отгрузка считается осуществленной после окончания погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Выгрузка товара не входит в обязанности продавца.
Изменение уровня страхового покрытия для термина CIP
Перевозка товаров собственным транспортом
Распределение расходов
Таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт
Требования безопасности
Пояснительные примечания
- когда переходит риск,
- когда должно быть применено правило,
- как распределяются расходы и пр.
Базис поставки DAT (Доставка на терминале) переименован в DPU (Доставка на место выгрузки). Причиной такого изменения стала путаница между терминами DAT и DAP (Поставка в месте назначения). Главное отличие между ними заключалось в том, что согласно DAT доставка производилась после выгрузки товаров с транспортного средства и представления покупателю в терминале. Согласно DAP доставка производится до выгрузки товаров – после того продукция представлена покупателю на транспортном средстве.
Еще одной причиной данного изменения стала необходимость обеспечить большую гибкость при определении места доставки груза. Продавцы и покупатели могут согласовывать любое удобное место для доставки продукции, а не только в определенном терминале. В остальном условия DAT от 2010 и DPU от 2020 идентичны по содержанию. DPU – единственный термин, поручающий продавцу разгрузку товара.
Под торговым термином FCA (условия поставки – франко перевозчик) производится до 40% коммерческих операций в мире. Это универсальное правило, согласно которому можно отгружать товары в разных местах, расположенных в стране продавца.
Предусматривается возможность отгрузки товара:
В новой редакции 2020 года условия поставок CIF, также как и в редакции Инкотермс 2010, предусмотрено минимальное страховое покрытие (не менее 110% от стоимости товара). Однако стороны могут соглашаться на более низкое покрытие. Также по желанию компаний, заключивших контракт купли-продажи, могут использоваться более высокие уровни страхового покрытия.
При составлении правил Инкотермс 2010 использовалось предположение, что при транспортировке товара будет задействован сторонний перевозчик. Причем нанять его может, как продавец, так и покупатель. Однако не учитывались ситуации, в которых услуги стороннего перевозчика не требовались, доставка осуществлялась собственным транспортом покупателя или продавца. В новой редакции правил от 2020 года такие ситуации предусмотрены – можно использовать собственный транспорт для транспортировки товаров или заключать договор перевозки.
Затраты, касающиеся купли-продажи, теперь содержатся в статьях A9/B9 «Распределение расходов» для всех правил и в статьях Incoterms, к которым они относятся. Цель данного изменения состоит в предоставлении сторонам, заключившим договор поставки, полного перечня расходов в одной месте. Внесенные поправки позволяют покупателю и продавцу видеть все затраты, за которые они несут ответственность.
В редакции Incoterms 2020 содержится более четкое пояснение кто, продавец или покупатель, отвечает за таможенное оформление, связанные с ним расходы и риски. Это же касается выпуска товара, который находится в пути. Данная категория включена в Правила впервые. Относительно последнего, применяется правило, по которому ответственность ложится на сторону, осуществляющую перевозку товаров к месту доставки. Если этот риск лег на сторону происхождения (продавца), ответственность за таможенный транзит возлагается на покупателя. Если риск переходит в пункте назначения, ответственность возлагается на продавца.
Новой нормой Инкотермс 2020 стала безопасность транспорта. Например, введена обязательная проверка контейнеров. Требования прописаны в статье A4/B4 («Перевозка») каждого правила и требуют от стороны продавца везде, где это применимо, четкого соблюдениям требований безопасности транспорта.
В статье A7/B7 (Таможенное оформление экспорта/импорта) указаны требования, согласно которым продавец везде, где это применимо, обязан выполнять любые формальности, связанные с безопасностью при оформлении экспорта. Также продавец обязан оказывать покупателю помощь при оформлении документов и получении информации, которая позволит соблюдать таможенные формальности относительно транзита или импорта. Затраты на обеспечение безопасности, касающиеся транспорта, выделены в статьях A9/B9 для каждого правила.
Правила Инкотермс 2020 содержат «Пояснительные примечания для пользователей».
В них подробно отражены пояснительные примечания относительно разных условий поставки, в частности:
Пояснительные записки призваны помочь пользователями выбрать наиболее подходящие правила и предоставить их толкование в случае спора.
Таблица правил Инкотермс 2020
Конструктивно правила Incoterms 2020 имеют такой же вид, что и предыдущая версия. Документ содержит 11 сокращений, состоящих из 3 английских букв от EXW до DDP, разделенные на 2 категории с учетом вида транспорта.
- для любого вида или видов транспорта
ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА |
EXW – «Ex Works» FCA – «Free Carrier» СРТ – «Carriage Paid to» CIP – «Carriage and Insurance Paid to» DPU – «Delivered Named Place Unloaded» DAP – «Delivered at Place» DDP – «Delivered Duty Paid» |
- для морского и внутреннего водного транспорта
II ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА |
FAS – «Free Alongside Ship» FOB – «Free on Board» CFR – «Cost and Freight» CIF – «Cost Insurance and Freight» |
Расшифровка и перевод правил Инкотермс 2020
В редакции 2020 выделено 4 группы базисов поставок товаров:
- E (EXW) – продавец предоставляет товар покупателю в своих помещениях;
- F (FCA, FAS, FOB) – продавец обязан передать товар перевозчику, указанному покупателем;
- C (CFR, CIF, CPT, CIP) – продавец должен заключить договор перевозки, не возлагая на себя риски за повреждение или утрату товара, а также дополнительные затраты в процессе отгрузки и отправки;
- D (DAP, DPU, DDP) – все риски и расходы, связанные с доставкой товара до пункта назначения возлагаются на продавца.
Их классификация произведена по принципам:
- определение обязанностей сторон относительно перевозки груза,
- максимальное увеличение обязанностей продавца.
Группа Е (Отгрузка)
Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)
- FCA (Франко перевозчик). В обязанности продавца входит экспортное ТО и выполнение отгрузки товара перевозку, которого выбрал покупатель. Доставить товар и произвести импортное ТО должен покупатель. Переход рисков происходит в момент передачи товара от продавца перевозчику;
- FAS (Свободно вдоль судна). Правило указывает порт – место отгрузки. В обязанности продавца входит экспортное ТО и размещение груза в порту отгрузки вдоль борта судна, которое указал покупатель. Обязанности покупателя включают погрузку товара на судно и транспортировку в порт разгрузки, импортное таможенное оформление. Переход рисков осуществляется в порту в момент размещения груза вдоль борта судна;
- FOB (Свободно в порту). В обязанность продавца входит экспортное ТО, доставка груз в порт отгрузки и погрузка на борт судна, выбранного покупателем. Транспортировка груза и порт разгрузки, импортное ТО возлагаются на покупателя. Переход риска от продавца к покупателю происходит на борту судна после полной погрузки.
Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)
- CFR (Стоимость и фрахт). Продавец должен произвести экспортное ТО, выполнить погрузку товара на борт судна и обеспечить его транспортировку в порт разгрузки. В обязанности покупателя входят разгрузка и прием товара в порту, импортное ТО. Переход рисков производится с момента полной погрузки;
- CIF (Стоимость, страхование и фрахт). Продавец производит экспортное ТО, страхует и загружает продукцию на борт судна. Также в его обязанности входит доставка в порт разгрузки. Покупатель разгружает, принимает товар, проводит импортное ТО. Переход рисков производится на борту судна после полной погрузки;
- CIP (Фрахт/перевозка и страхование оплачены до). Экспортное ТО, страхование и доставка грузов в место назначения входят в обязанности продавца. Покупатель разгружает товар, проходит импортное таможенное оформление. Переход рисков производится с момент передачи товара от продавца перевозчику;
- CPT (Фрахт/перевозка оплачены до). Экспортное оформление на таможне, доставка груза в место назначения возлагаются на продавца. В обязанности покупателя входит разгрузка товара, импортное ТО. Риски переходят от продавца покупателю в момент передачи товара перевозчику.
Группа D (Доставка)
- DAP (Поставка в пункте). Продавец обязан пройти экспортное таможенное оформление и доставить груз до места назначения. В обязанности покупателя входит разгрузка товара и импортное таможенное оформление. Переход рисков происходит в пункте назначения;
- DPU (Поставка в место выгрузки). Экспортное оформление, доставка и выгрузка товара в месте назначения входят в обязанности продавца. Покупатель должен принять товар и пройти импортное таможенное оформление. Переход рисков происходил в момент полной выгрузки товара;
- DDP (Поставка с оплатой пошлины). Продавец обязан пройти экспортное ТО, произвести доставку товара в место назначения, произвести импортное ТО, уплатить пошлины. Переход рисков происходит в месте назначения. Базис поставки DDP предусматривает максимальные обязанности продавца.
К данной группе относятся условия поставки EXW (Франко завод). Правила Инкотермс, предусматривают обязанность продавца предоставить товар, готовый к отгрузке. В обязанности покупателя входит импортное, экспортное таможенное оформление (ТО) и предоставление груза. Переход рисков происходит в момент передачи товара на складе продавца. Главная особенность EXW – у продавца минимальные обязанности.
В группе F содержатся следующие условия поставки:
В данную группу входят следующие условия поставки:
Группа D включает следующие условия поставки:
Заключение
Важность международных правил Инкотермс при выполнении торговых операций не вызывает сомнений. Однако не все контракты включают данные правила в полном объеме. Во избежание споров и финансовых потерь коммерческие предприятия обязаны досконально знать и грамотно использовать новые правила Инкотермс 2020. Изменений немного и они не такие масштабные, как предполагалось ранее, поэтому, чтобы освоить их, не нужно проводить переподготовку специалистов.
Версия Incoterms 2020 будет действовать до 2030 года. Ожидается, что в следующую версию войдут технологические поправки, необходимость в которых растет в связи с развитием цифровой торговли, подписанием контрактов на интеллектуальную собственность. Приобрести издание можно в Международной торговой палате (ICC) в русско-английском варианте. Также можно ознакомится со словарем в электронном формате. Перевод на русский язык произведен Российским Нацкомитетом ICC.