Кросс-докинг, простыми словами, «сквозное складирование» представляет собой приемку и отгрузку товаров через склад, но без размещения в зоне долговременного хранения. Услуги кросс-докинга ускоряют доставку товаров и снижают затраты на складирование. Доставка товаров от производителя производится непосредственно в пункт назначения с минимальным временем хранения. Отгрузка со склада и доставка максимально точно согласовываются по времени. В результате груз поступает получателю в оговоренные сроки.
Как устроен кросс-докинг
Это технологический процесс, в котором из цепи поставок исключается хранение товара на складе. Согласно статистике до 12% от общей стоимости продукции приходится на издержки на перевозку и хранение. Сквозное складирование позволяет грамотно согласовывать все этапы цепи поставки, координировать перемещение транспортных средств и товарных потоков. Упрощение логистической цепочки существенно снижает стоимость товаров, тем самым увеличивая его конкурентоспособность
Поставка кросс-докинг может проводиться в несколько этапов:
- Одноэтапный. Товар проходит через складское помещение как отдельный неизменный заказ;
- Двухэтапный (pick-by-line). Прибывший товар заново комплектуется (делится на группы по видам, переоформляется, маркируется), отправляется получателю;
- Трехэтапный. Несколько разных товаров перегруппировываются, формируются оригинальные партии и перенаправляются заказчику.
Оптимальными для сквозного складирования в логистике считаются грузы с большим объемом транспортировки и повышенным спросом. К ним относятся товары массового потребления, скоропортящуюся продукция, позиции с максимальным качеством, не нуждающиеся в проверке при приемке.
Технологии кросс-докинга
Существуют несколько вариантов осуществления сквозного складирования:
- Склад кросс-докинг как перевалочная транзитная точка. Сменяется только транспорт;
- Несколько поставщиков – один получатель;
- Компания-поставщик один – получателей несколько;
- Несколько поставщиков – несколько получателей.
В двух последних случаях зоны отгрузки имеют динамическую или статическую привязку к воротам склада по получателям.
Также возможны другие технологии кросс-докинга, целью которых выступает оптимизация заполнения транспорта, консолидация мест в зоне отгрузки. Например, легкие товары ставятся на тяжелые с соблюдением требований относительно сохранности продукции. Чаще всего эта технология кросс докинга применяется в области работы со сборным грузом.
Есть еще конвейерные, сортировочные системы в кросс-докинге:
- Oval sorter. Сортируется продукция в мягкой упаковке. Ячейки раскрываются над местом расположения товара. Далее продукция отправляется в отправочный бокс;
- Slide tray sorter. При данном методе продукция с наклонного лотка скользит в место упаковки;
- Line sorter. Используются конвейерная, автоматическая линия сортировки. Применяется для товаров в твердой упаковке;
- Hаng sorter. Особенность данной технологии заключается в том, что товары сортируются на вешалках. Задействуется рельс скольжения;
- Crossbelt sorter. Используются поперечные ленты. Товары движутся налево и направо в накопительные отсеки и затем в короба.
Плюсы и минусы кросс-докинга
К преимуществам сквозного складирования относятся:
- минимальное время обработки товара на перевалочных пунктах, на складских терминалах;
- ответственность за недостачу продукции возлагается на поставщика;
- минимизированы затраты на обустройство склада. Аренда такого склада может обойтись дешевле, чем склада класса А;
- снижены расходы на рабочую силу за счет меньшего числа операций;
- сокращение складской, грузоподъемной техники;
- оптимизация затрат для поставщика;
- точная работа сразу с большим количеством поставщиков;
- оптимизация запасов в розничных точках;
- продукция поставляется дистрибьютору и, соответственно, покупателю быстрее;
- снижены риски, связанные со складированием.
К возможным рискам кросс-докинга относятся:
- необходимость компьютеризации логистической системы,
- для работы нужен современный транспортный парк,
- затраты на оплату труда привязаны к доставке и перемещению запасов,
- дополнительная обработка (разделение партий) может стать причиной повреждения продукции,
- возможна трудоемкая работа с актами разногласий,
- сложности в учете тары.