zapros@4logs.ru
пн-пт 09:00-18:30
сб-вс 10:00-18:00
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Ограничения на размеры и вес грузовых автомобилей
13.06.2022
10777 просмотров
Время прочтения: 42 минуты

Ограничения на размеры и вес грузовых автомобилей

Габариты грузовых автомобилей и автопоездов прописаны в международных стандартах и постановлениях отдельных стран. Регулирование габаритных размеров автотранспорта призвано обеспечить безопасность движения, сохранность перевозимых грузов, соблюдение требования охраны окружающей среды. В связи с этим в мире действуют определенные ограничения по перевозке грузов автомобильным транспортом.

1. Международная классификация грузовых автотранспортных средств (АТС)

В Евросоюзе в 2022 году действует упрощенная система правил, задача которых заключается в обеспечении равных условий и облегчении процесса грузоперевозок между странами-членами ЕС. Ранее данные правила применялись еще и для предупреждения несоответствия размеров перевозимых грузов, которые далее транспортируются железной дорогой. 

В Директиве совета Евросоюза 96/53/ЕС, действующий от 25 июля 1996 года, прописаны стандартизированные размеры и максимально допустимый вес трансграничных грузовых транспортных средств. Соблюдение Директивы обязательно на территории ЕС. Однако страны, входящие в Союз, имеют право корректировать принятые ограничения по перевозке грузов автомобильным транспортом и устанавливать собственные параметры крупногабаритных транспортных средств. 

В Российской Федерации движение крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств регламентируются следующими документами:

  • ПП РФ №272 от 15 апреля 2011 года. В прил. 2 нет отличия между одно- и двускатными колесами;

  • ПП РФ №12 - действует с 1 января 2012 года.

Категория

Тип

Полная масса (тонн)

Примечания

N1

АТС с двигателем для перевозки грузов

До 3,5

Грузовой автотранспорт, специальные автомобили

N2

АТС с двигателем для перевозки грузов

Более 3,5 до 12,0

Грузовой автотранспорт, автомобили-тягачи, специальные автомобили

N3

АТС с двигателем для перевозки грузов

Более 12,0

Грузовой автотранспорт, автомобили-тягачи, специальные автомобили

01

Автотранспортные средства без водителя

До 0,75

Прицепы и полуприцепы

02

Автотранспортные средства без водителя

Более 0,75 до 3,5

Прицепы и полуприцепы

03

Автотранспортные средства без водителя

Более 3,5 до 10,0

Прицепы и полуприцепы

04

Автотранспортные средства без водителя

Более 10,0

Прицепы и полуприцепы


Безымянный.jpg

2. Допустимые параметры грузовых автомобилей в ЕС

Страна

A

B

BG

CH

D

DK

E

EG

F

GB

GR

GUS

H

I

IRL

L

N

NL

P

PL

R

S

SF

TR 

Размеры грузового ТС (метр) 

Высота грузового автотранспорта

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4,2

4

4

4

4

4,25

4

-

4

4

4

4

4,5

4

Ширина (стандартное грузовое транспортное средство)

2,5

2,55

2,5

2,5

2,5

2,55

2,55

2,5

2,55

2,5

2,55

2,5

2,5

2,55

2,5

2,6

2,55

2,6

2,55

2,5

2,5

2,6

2,6

2,5 

Ширина грузового ТС (рефрижератор)

2,6

2,6

2,5

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,5

2,5

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,5

2,6

2,6

2,6

2,5 

Длина грузового ТС

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12,4

12

12

12

12

12

12

10 

Длина прицепа

12

12

-

-

12

-

12

12

12

12

-

-

-

12

12

12

12,4

-

12

12

12

12

12,5

16 

Длина седельного автопоезда

16

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

20

16

16,5

16,5

16,5

17

16,5

16,5

16,5

16,5

24

16,5

16 

Разрешенная длина автопоезда

18

18,75

22

18,35

18,75

18,5

18,75

18,75

18,75

18

18,75

20

18

18,75

18,75

18,75

18,5

18,75

18,75

18

18,75

24

18,75

18 

Длина 3-хосного автобуса

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

20

12

12

12

12

12,4

12

12

12

12

12

14,5

12 

Длина сочлененного автобуса

18

18

16,5

16

16,5

-

18

-

16,5

18

18

20-24

18

-

-

18

18

18

-

22

18

-

14,5

18 


3. Максимальная масса грузового автотранспорта в ЕС. Нагрузки на оси грузовых ТС в Евросоюзе

Страна

A

B

BG

CH

D

DK

E

EG

F

GB

GR

GUS

H

I

IRL

L

N

NL

P

PL

R

S

SF

TR 

Максимальная масса для осей (тонн) 

Не ведущая ось

10

10

10

10

10

10

13

10

13

10,5

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

13 

Ведущая ось

11,5

12

-

11,5

11,5

11,5

11,5

11,5

13

10,5

11,5

-

-

10

10,5

11,5-12

11

11,5

12

-

-

11,5

14,5

Двойная тележка

16

20

16

18

18-19

18

14-21

20

21

18,3

19

-

16

12-25

20,3

17-20

18

11-20

19

16

16

18-19

16-17

19 

Тройная тележка

21-24

20-30

-

-

24

24

24

24

-

22,9

26

-

-

26

24

24-27

-

21-24

24

-

22

21-24

21-24

Общий вес одиночный грузовик (тонн) 

Двухосное грузовое транспортное средство

18

19

16

16

18

18

20

18

19

16-26

18

36

20

18

17

19

-

21,5

19

16

16-17

18

18

19 

Трехосное грузовое ТС

22

26

26

22

26

26

26

25-26

26

26

26

36

24

26

26

26

-

28

26

24

22

26

25-26

26 

Четырехосное грузовое ТС

32

32

-

-

32

32

32

32

32

30-32

32

-

30

32

32

32

-

43

32

-

24

31-32

32

26 

Общий вес прицеп (тонн) 

Двухосный прицеп

18

20

20

12

18

20

20

18

19

16,2

18

-

20

18

18

18-20

20

20

18

16

16-17

16

20

Трехосный прицеп

24

30

26

12

24

24

26

24

24-26

24,4

24

-

24

24

24,4

24-30

28

30

24

24

22

22

30

32 

Полная разрешенная масса автопоезда (тонн) 

3-хосный седельный автопоезд

30

29

36

26

28

40

38

28

32

25-26

32

36

28

25

25

38

50

30

29

32

30

-

44

32 

4-хосный седельный автопоезд

38

39

38

28

36

40

38

36-38

38

32,5

36-38

36

36

32

35

38

50

40

37

32

34-36

-

44

38 

5-тиосный седельный автопоезд

38

44

38

28

40

40

40

40

40

38-39

40

36

40

40

40

44

50

50

40

42

40

51,4

48

42 

6-тиосный седельный автопоезд

38

44

38

28

40

40

40

40

40

38-39

40

36

40

40

40

44

50

50

40

42

40

51,4

48

42 

4-хосный автопоезд

-

-

-

-

-

-

40

36

-

32,5-35

35

-

-

40

35

-

-

-

37

-

31

-

-

38 

5-тиосный автопоезд

38

44

38

28

40

40

40

40

40

38

40

36

40

44

40

44

50

50

40

42

40

51,4

44-48

42 

6-тиосный автопоезд

38

44

38

28

40

48

40

40

40

-

40

36

40

44

40

44

50

50

40

42

40

60

44-48

42 

3-хосный автобус

22

26

-

22-25

22

24

24

22

-

24,4

20

36

24

24

24

26

-

24-30

26

24

22

-

22


4. Допустимая масса автопоезда в России. Максимальная нагрузка на ось в РФ.

Приложение №2

к Правилам перевозок грузов автотранспортом (в ред. ПП РФ №12 от 9 января 2014 года)

Допустимые осевые нагрузки грузовых ТС

Расстояние между сближенными осями (метров)

Допустимые осевые нагрузки колесных ТС в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси

для автодорог, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось (*)

для автодорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось

для автодорог, рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось

Одиночные оси

5,5 (6)

9 (10)

10,5 (11,5)

Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых ТС, тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс)

до 1 (включительно)

8 (9)

10 (11)

11,5 (12,5)

от 1 до 1,3 (включительно)

90 (10)

13 (14)

14 (16)

от 1,3 до 1,8 (включительно)

10 (11)

15 (16)

17 (18)

от 1,8 и более

11 (12)

17 (18)

18 (20)

Строенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых ТС, тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс)

до 1 (включительно)

11 (12)

15 (16,5)

17 (18)

до 1,3 (включительно)

12 (13,5)

18 (19,5)

20 (21)

от 1,3 до 1,8 (включительно)

13,5 (15)

21 (22,5 **)

23,5 (24)

от 1,8 и более

15 (16)

22 (23)

25 (26)

Сближенные оси грузовых ТС, тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов с количеством осей более трех при расстоянии между осями (нагрузка на ось автопоезда)

до 1 (включительно)

3,5 (4)

5 (5,5)

5,5 (6)

от 1 до 1,3 (включительно)

4 (4,5)

6 (6,5)

6,5 (7)

от 1,3 до 1,8 (включительно)

4,5 (5)

6,5 (7)

7,5 (8)

от 1,8 и более

5 (5,5)

7 (7,5)

8,5 (9)

Сближенные оси ТС, имеющих на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка на 1 ось)

до 1 (включительно)

6

9,5

11

от 1 до 1,3 (включительно)

6,5

10,5

12

от 1,3 до 1,8 (включительно)

7,5

12

14

от 1,8 и более

8,5

13,5

16


(*) В случае, если владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки и информация о допустимой для автодороги осевой нагрузке ТС размещена на соответствующем сайте

(**) Для ТС с односкатными колесами с пневматической или эквивалентной ей подвеской.

Примечания:

1. В скобках указаны данные для двухскатных колес, за скобками – для односкатных.

2. Оси с одно- и двухскатными колесами, находящимися в группе сближенных осей, рассматриваются как сближенные оси с односкатными колесами. Исключение составляют двухосной тележки с разгружаемой осью.

3. Для сдвоенных и строенных осей, объединенных в общую тележку, максимально допустимая осевая нагрузка рассчитывается путем деления общей нагрузки на тележку, количество осей.

4. Допустимая осевая нагрузка для двухосной тележки с разгружаемой осью равна соотношению 60% от допустимой нагрузки на двухосную тележку для ведущей оси и 40% – для разгружаемой оси.

5. Европейские нормы токсичности выхлопных газов дизельных грузовых ТС

Требования Генассамблеи ООН относительно выбросов загрязняющих окружающую среду веществ для тяжелых грузовых ТС с дизельным двигателем, г/(кВт • ч)

На каждом грузовом ТС должна иметься маркировка согласно его стандарту. Для обозначения применяются латинские буквы.

Стандарт

Оксид углерода – СО

Углеводороды – НС

Оксид азота – N0x

Сажа – PM

Дымность – Smoke

Евро-0 (1988 год)

11,2

2.4

14,4

Евро-1 (1992 год)

4,5

1,1

8,0

0,36

Евро-2 (1996 год)

4,0

1,1

7,0

0,15

Евро-3 (2000 год)

2,1

0,66

5,0

0.10

0,8

Евро-4 (2005 год)

1,5

0,46

3,5

0,02

0,5

Евро-5 (2008 год)

1,5

0,46

2,0

0,02

0,5

Евро-6 (2013 год)

1,5

0,13

0,5

0,01


ТС, отвечающее требованиям, имеет буквенную маркировку на кабине/бампере:

  • U – «Umwelt» («Природа»), стандарт Евро-1;

  • E – «Green Lorry» («Зеленый грузовик»). «Green Lorry» предусматривает следующие требования:

    • выброс загрязняющих веществ - норма EURO-2;

    • уровень шума- 78-80 дБА. На ТС заполняют сертификат соответствия, ставят табличку U или E;

  • S – «Supergreen» («Очень зеленый»), стандарт Евро-2;

  • G – «Greener and Safe Lorry» («Более безопасный» и «Зеленый грузовик»);

  • L – «Larmarm Kraftfahrzeug» (автомобиль-тягач с низким уровнем шума). С 1 декабря 1989 года грузовое ТС, движущийся с 22:00 до 5:00 по территории Австрии, должно отвечать нормам по шуму.

Еще одно определение автомобильного ТС «ЕВРО-3 безопасный» действует с 2002 года. Такое грузовое транспортное средство обязано отвечать нормам по выхлопам «ЕВРО-3», а по шуму - 78-80 дБа. Маркируется знаком зеленого цвета с белой окантовкой и белой цифрой 3.

Для ТС, соответствующих «ЕВРО-4» и «ЕВРО-5» используются знаки зеленого цвета с белой окантовкой и цифрами 4 и 5.

Знаки должны подтверждаться сертификатом изготовителя и располагаться на борту автотранспорта.

6. Изменения в ФЗ регулирующий движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.

В данном Федеральном законе №248 от 13 июля 2015 года и отдельных подзаконных актах РФ определения «крупногабаритный груз» и «тяжеловесный груз» заменены на «крупногабаритное транспортное средство» и «тяжеловесное транспортное средство» соответственно. ФЗ накладывает запрет на перемещение по автодорогам тяжеловесных ТС и крупногабаритных ТС, выполняющие перевозку товаров, являющихся неделимыми, кроме случаев, когда движение автопоезда производится на основании спецразрешений, при условии, что габариты ТС не превышают допустимых значения более, чем на 2%. Также может потребоваться сопровождение крупногабаритного транспортного средства.

Право на выдачу разрешительных документов закреплено за Ространснадзором РФ. Федеральные законы РФ регламентируют порядок выдачи разрешение на крупногабаритное транспортное средство для движения по автодорогам крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС ,а также ТС, перевозящих опасные грузы. 

Специальное разрешение оформляется на срок не более 1 дня со дня получения подтверждения оплаты в счет возмещение вреда, который причиняет тыжеловесное ТС. За нарушение сроков согласования маршрутов крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или срока выдачи разрешения, а также необоснованного отказа в согласовании маршрутов и нарушение правил движения крупногабаритных ТС предусмотрена административная ответственность. 

7. Становление ограничений на размеры грузовых автомобилей

Основным документом, регламентирующим допустимые габариты крупногабаритного транспорта в Европе, является директива совета Евросоюза №96/53/ЕС. Первыми, кто изменил максимальную массу и длину автопоезда до 60 тонн и 25,5 м стали Финляндия и Швеция. В данных странах разрешается эксплуатация автопоездов, сформированных из трехосного тягача автопоезда и переносного прицепа (на базе трехосного прицепа двухосной подкатной тележки) и седельного прицепного автопоезда (СПА), в котором к полуприцепу серийного типа прицепляется двухосный прицеп с центральной осью. 

На российских дорогах разрешен проезд крупногабаритных транспортных средств, автопоездов новых образцов по маршрутам между Финляндией, Швецией, Санкт-Петербургом, Москвой. Полезный объем таких автопоездов составляет 160 м3. 

Переход на автопоезда длиной в 25,5 м в скандинавских странах происходил с задержкой. Изначально были разрешены грузовые ТС длиной 24 м. 

Ограничения по перевозке грузов автомобильным транспортом в странах СНГ предусматривают предельно допустимую массу автопоезда 44 т. В США этот показатель равен 48 т. При этом их допустимая масса - 44 т. В Китае ограничение по размерам грузовых транспортных средств и перевозке грузов по высоте существуют лишь на бумаге. На дороге можно встретить автопоезда огромных размеров. Из-за подобных разногласий в международных перевозках существенно усложняется процесс использования контейнеров. В Европе не используются 45, 48, 53-футовые контейнеры, при этом в Канаде и США они пользуются повышенным спросом.

8. Что такое Автопоезд?

Под данное определение попадают автомобили с произвольным числом прицепов или автомобиль тягач. Грузовой автопоезд оборудован буксировочным устройством. Использование автопоездов повышает мощность и потенциал автотранспорта, увеличивает производительность, снижает себестоимость грузоперевозок, за счет сокращения расхода топлива на одну тонну перевезенного груза. Соответственно снижается потребность в услугах водителя.

9. Классификация грузовиков по назначению

Все грузовые транспортные средства делятся по виду кузова:

  • Тенты, полуприцепы. Пользуются наибольшей популярностью. Применяются для транспортировки разных видов груза. Возможна загрузка кузова с любой стороны. Средняя грузоподъемность - 20-25 т;

  • Автосцепка. Автопоезд с прицепом, полуприцепом, обеспечивающий удобную погрузку-разгрузку. Подходит для перемещения практически для всех видов грузов за исключением длинномерных. Грузоподъемность - 16-25 т;

  • Рефрижераторы, полуприцепы. ТС оснащены холодильными установками. Применяются для перевозки скоропортящейся продукции. Температурные условия в рефрижераторе - от +25 до -25. Грузоподъемность - 12-20 т;

  • «Jumbo». Прицепы повышенной вместимости с уменьшенным диаметром колес и полом в форме буквы «Г». Грузоподъемность - до 20 т;

  • Автоцистерны. Применяется для транспортировки сыпучих и жидких грузов;

  • Контейнеровозы. Используется в контейнерных перевозках;

  • Автовозы. Применяются для доставки автотранспортных средств;

  • Самосвалы. Автотранспорт, применяемый для перевозки сыпучих грузов;

  • Зерновозы. Используется для транспортировки зерна. 

10. Термины используемые в транспортных документах:

  • Транспортное средство (ТС) - конструкция, на которую устанавливается груз или размещаются пассажиры для движения по автомобильным дорогам;

  • Грузовой автомобиль - транспортное средство, имеющее механический привод, применяется для перевозки грузов по автомобильным дорогам;

  • Тягач. ТС, имеющее собственный двигатель и применяемое преимущественно для буксировки полуприцепов/прицепов;

  • Автопоезд. Комбинированное ТС, включающее грузовой автомобиль, автопоезд (прицеп), полуприцеп (седельный автопоезд), тягач;

  • Полный прицеп (с дышлом). Буксируемое ТС с двумя и более осями, одна из которых управляемая. Полный прицеп также содержит буксирное устройство (дышло). На тягач передается вертикальная нагрузка не более 100 даН. Если полуприцеп соединен с опорной тележкой, его считают полным прицепом;

  • Полуприцеп. Буксируемое ТС, обеспечивающее соединение седельном тягачом/опорная тележка полуприцепа. Полуприцеп передает на сцепное устройство тягача (опорную тележку) значительную вертикальную нагрузку;

  • Комбинированное ТС. Транспорт, включающий автомобильный прицеп (полуприцеп);

  • Опорная тележка полуприцеп. Представляет собой прицеп, имеющий центральную ось и седельно-сцепное устройство;

  • Максимальная длина ТС (транспортного средства). Показатель длины не превышает допустимых значений, принятых в определенной стране;

  • Максимальная ширина ТС (транспортного средства). Ширина автотранспортного средства, не превышающая размеры значений, допустимых в определенной стране;

  • Максимальная высота ТС (транспортного средства). Показатель, не превышающий разрешенных значений в определенной стране;

  • Максимальная масса ТС (транспортного средства). Вес ТС с учетом груза и без него, не превышающие разрешенных значений (определенных для каждой страны);

  • Максимальная осевая масса. Вес, который передается на ТС на поверхности автодороги, не превышающий разрешенных значений (определенных для каждой страны);

  • Масса ТС в снаряженном состоянии. Масса порожнего транспорта с кузовом и сцепным устройством (для автобуса-тягача) или вес шасси с кабиной, если кузов не установлен производителем и/или со сцепным устройством. Также учитывается вес не менее 90% топлива, масел, охлаждающих жидкостей и полный вес других жидкостей (кроме использованной воды), водителя (75 кг), инструментов, запасного колеса;

  • Технически допустимая максимальная масса ТС. Максимальный вес автотранспортного средства, с учетом особенностей его конструкции и характеристик, установленных производителем;

  • Воздушная подвеска. Система подвески, в качестве амортизатора (не менее 75% эффекта амортизации) выступает воздух;

  • Неделимый груз. Продукция, которую невозможно разделить во время перевозки по причине порчи или значительных временных и денежных затрат.


Вернуться к списку статей

Бесплатно ответим на все любые вопросы

Нажимая "Поставить задачу специалисту" я даю согласие на обработку персональных данных

Статьи по теме

^ Наверх