Дорожные налоги (налоги на автотранспорт) стимулируют перевозчика использовать экологичные транспортные средства. Взимание платежей в странах происходит по-разному. Где-то налог включен в НДС при покупке автотранспортного средства, и далее переходит в оплату при оформлении технического паспорта. Дополнительно может взимается ежегодная выплата (например, в Испании). В некоторых странах транспортный налог «сидит» в стоимости топлива, перечисляется в муниципальный или федеральный бюджет с единицы приобретенного бензина (например, США). В таком случае оплата дорожного налога происходит пропорционально интенсивности эксплуатации автотранспортного средства. Но с ростом цен на топливо, растет и размер налогов.
Льготные тарифы
В ряде стран применяются льготы на дорожные налоги. Например, во Франции размер пошлины зависит от мощности двигателя и «степени чистоты выхлопа». Ряд принятых законодательных мер подталкивают перевозчиков использовать транспорт, щадящий экологию. Например, в Дании налог в виде НДС оплачивается при покупке транспортного средства и может достигать 175% от стоимости. В Израиле его ставка – 117%, в Великобритании – 15%, в Бельгии – 20%.
Кроме того, в странах могут действовать страховки. Например, в Израиле отсутствует транспортный налог, но имеется обязательное и дополнительное автострахование. В Германии введен единый транспортный налог на объем выброса углекислого газа и объем двигателя.
Налоги и сборы в международных перевозках
При осуществлении международных грузоперевозок отправитель обязан составлять сопровождающую документацию. Количество экземпляров, форму и порядок заполнения перевозочных документов регламентируют отраслевые кодексы, правила, уставы. Документы подтверждают обоснованность расходов, согласно требованиям п.1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. При их отсутствии исполнитель не сможет уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль на сумму затрат.
Значительная протяженность маршрутов, необходимость пересечения границ требуют от стороны, отвечающий за доставку груза кроме транспортировки выполнять ряд дополнительных операций. Обязательными из них являются:
таможенное оформление,
оплата сборов, пошлин, дорожных налогов,
проверка состояния и количества вузов,
погрузка и выгрузка,
хранение товара,
выдача продукции в пункте назначения.
Оказание данных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. Согласно данному документу экспедитор за вознаграждение выполняет услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса РФ). Экспедитор может выполнять обязательности самостоятельно или с привлечением третьих лиц. Данное право экспедитора является основанием для сотрудников налоговой службы рассматривать транспортную экспедицию как посредническую деятельность. Хотя четкого положения о наличии признаков посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции нет ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве, согласно официальным разъяснениям, к нему применяются схемы налогообложения, аналогичные тем, которые справедливы для договора комиссии и подобным документам (письмо УМНС №№ 24-11/56384 от 20.11.2002 г. по г. Москва). Такой подход используется при расчете НДС.
НДС в международных автомобильных грузоперевозках
Компания-перевозчик, действующая в интересах другого лица за определенную плату, обязана перечислять НДС со всей суммы вознаграждения (согласно ст. 156 Налогового кодекса РФ). В таком случае запрещено применение налоговых вычетов. Все расходы по выполнению поручения ложатся на заказчика, поэтому входной НДС будет предъявлен к вычету у него. Найти ответы на спорные вопросы можно обратившись к общероссийскому классификатору экономической деятельности, услуг и продукции ОК 004-93 (Постановление Госстандарта РФ №17 от 6.08.1993 года). Классификатор содержит перечень экспедиторских услуг, часть из которых прямо характеризуется как посреднические:
связанные с фрахтом,
с таможенной очисткой.
НДС по ставке 0%
Налогоплательщик имеет право на организацию международной автоперевозки грузов и оказание транспортно-экспедиционных услуг, может привлекать третьих лиц. В отношении оказанных им в области международной перевозки услуг может применяться ставка 0% (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ ).
В соответствии с п. 18 ПП ВАС РФ № 33 на услуги по международной перевозки, оказываемые несколькими лицами, может распространяться налоговая ставки 0% на всех участников процесса. Ставку 0% применяют перевозчики, транспортирующие товары на отдельных этапах международной перевозки, лица, привлеченные экспедитором для выполнения отдельных транспортно-экспедиционных услуг. Правила распространяются на транспортные и экспедиционные услуги в сфере международных перевозок. Организатором может быть экспедитор, заказчик транспортных и экспедиционных услуг, иное лицо.
Избежать налоговых споров можно, если доверить подготовку договора квалифицированным сотрудникам КВАТРО Логистик. В документе будут четко отражены все услуги, указан точный размер вознаграждения. При поступлении денежных средств будет несложно распределить общую сумму согласно условиям договора и применить к каждой части соответствующий порядок налогообложения. Например, можно отдельно оговорить обязанность исполнителя подписывать договор с перевозском с точным размером комиссионного вознаграждения за оказываемые услуги. Также будет четко прописана стоимость услуг, связанных с расфасовкой, упаковкой продукции, уплатой таможенных пошлин, другими расходами, подтвержденными соответствующей документацией.